25.04.2008 04:59
    Поделиться

    Челябинские пенсионеры перекрыли движение транспорта, протестуя против монетизации льгот на проезд

    Вчера челябинские пенсионеры перекрыли движение транспорта по проспекту Ленина, протестуя против монетизации транспортных льгот

    Вчера утром более тысячи пенсионеров заблокировали движение по проспекту Ленина. Транспортная блокада продолжалась до 18 часов.

    Социальная пробка

    Изначально предполагалось, что протестующие ограничатся пикетом у здания Заксобрания. Заявку на пикет подали представители нескольких политических партий. В половине девятого утра около тысячи человек собрались у регионального парламента. Хватило одного выкрика: "А давайте движение перекроем!", чтобы толпа двинулась на проспект Ленина - главную транспортную артерию областного центра.

    Троллейбусы встали намертво. Сигнал о случившемся поступил в диспетчерскую "Челябгортранса" уже через несколько минут, водителям посоветовали срочно менять маршруты. Но поскольку через проспект Ленина проходит половина рейсов, то движение транспорта в центре городе оказалось парализованным. Автомобилисты искали объездные пути, на всех трассах возникли гигантские пробки. Десятки тысяч челябинцев опоздали на работу. К площади Революции стали подтягивать силы милиции.

    Протестующие развернули плакаты: "Дайте нам самим выбирать - льготы или деньги", "Меняем ветеранские удостоверения на депутатские!". "Верните льготы!" - скандировали пенсионеры прямо с проезжей части под окнами Заксобрания.

    - В Челябинске такие расстояния, что приходится делать пересадки, а на 200 рублей много не поездишь, - говорит пенсионерка, ветеран труда Людмила Довженко. - Я согласна на монетизацию, но только компенсация должна быть равной стоимости проездного билета на все виды транспорта.

    Монетизация в трех чтениях

    Руководство области тем временем участвовало в самом напряженном за последние годы заседании. Пришли даже работники аппарата администрации Челябинска. Главный вопрос дня спрятали в середину повестки. Законопроект внесен на рассмотрение Заксобрания губернатором Челябинской области Петром Суминым. Заместитель главы региона, курирующий социальную сферу, Роман Панов доложил депутатам, что под действие закона попадают 582 тысячи южноуральцев. И две трети из них не регулярно пользуются общественным транспортом.

    По проекту закона монетизация стартует 1 июня. Примерно с 10 мая и до начала лета все льготники получат по 200 рублей на банковский счет или по почте. Затем деньги станут платить заранее и сразу за квартал, то есть всего 600 рублей.

    Первоначально депутаты собирались принять законопроект лишь в первом чтении, однако уже во время рассмотрения было предложено утвердить документ окончательно - сразу в трех чтениях. Некоторые депутаты высказывались категорически против.

    - Я - за то, чтобы льготы монетизировать, но у людей должен быть выбор, - считает Вадим Воробей.

    - Конституция и международная конвенция по правам человека запрещают принимать законы, которые ухудшают существующее положение людей, - отметил Александр Соболев. - Поэтому закон в таком виде принимать нельзя.

    - У нашей области многомиллиардные дополнительные доходы, есть остатки с прошлого года - не успеваем потратить, поэтому мы можем сохранить людям бесплатный проезд, - уверял коллег Владимир Горбачев. - Нам предлагают поставить на одну чашу весов уважение, которое заслужили люди, а на другую - деньги, которые мы можем им выделить.

    - Мы действуем в интересах 65 процентов льготников, - вступился за областные власти Сергей Евстигнеев. - У нас в Магнитогорске городские власти провели эксперимент - выдавали льготникам транспортные карты с 200 рублями на счете. 95 процентов льготников уложились в эту сумму. А оставшимся муниципалитеты должны оказать адресную материальную помощь, вот и все.

    - Опять все сваливают на муниципальные образования, которые должны доплачивать тем, кому 200 рублей не хватит на проезд, - возмущался Валентин Романов. - Все города приняли бюджеты. Откуда у них лишние деньги?

    В 11 часов среди пикетчиков разнеслась весть: "Закон приняли!" В полдень в здание Заксобрания пригласили представителей пикетчиков, чтобы власти могли объяснить свою позицию. Вице-губернатор Челябинской области Роман Панов уточнил, что теперь льготники могут ездить и на маршрутных такси, а тем, кто нуждается в междугородных поездках, по заявлению в органы социальной защиты окажут материальную помощь. Это же касается и пригородного транспорта.

    Но эти моменты в законе не прописаны, и на разработку механизма их реализации необходимо время. К тому же не факт, что все муниципалитеты согласятся доплачивать льготникам, чтобы те смогли купить проездные билеты. Решено в мае провести разъяснительную кампанию, которая, по мнению областных властей, должна снять социальную напряженность.

    Между тем первую половину дня представители областных властей и муниципалитета обменивались резкими заявлениями, обвиняя друг друга в сложившейся ситуации. Лишь к обеду мэрия Челябинска распространила заявление. Проездные билеты на все виды общественного транспорта для льготников будут стоить 200 рублей - столько выдадут людям в качестве компенсации. Такая мера, по мнению главы города, снимет социальное напряжение. Если бы это решение было принято неделю назад, когда резонансный закон активно обсуждался, бунта пенсионеров удалось бы избежать и никакого транспортного коллапса в Челябинске не возникло бы.

     

    МНЕНИЯ

     

    Андрей Косилов, первый вице-губернатор Челябинской области:


    - Мы обсуждали монетизацию с ветеранами, Общественной палатой, депутатами. Все - за. 70 процентов сельских льготников и 60 - городских не пользуются правом бесплатного проезда. Их положение никак не ухудшится. А насчет тех, кому денег не хватит, - поработаем с муниципалитетами, проведем собеседование с каждым главой, они доплатят. Например, челябинским властям мы напомним, что бюджет города - всего восемь миллиардов рублей, а область дополнительно выделила им 5,5 миллиарда - почти столько же.

    Александр Журавлев, председатель комитета по социальной политике ЗСО:

    - Только четыре субъекта России до сих пор оставляют льготы в натуральном виде. В этом вопросе мы все же поторопились, заявив о монетизации. Нужно было сначала провести разъяснительную работу. На заседании комитета руководитель независимых профсоюзов разобрался в вопросе и заявил, что, если бы людям все объяснили, никто не был бы против монетизации.
    Важно, что теперь муниципальный общественный транспорт будет бороться за льготников с частниками. Раньше они без усилий получали компенсацию из областного бюджета, а сейчас придется повышать качество обслуживания, иначе денег не получить.

    Тем временем

    В Златоусте с 1 мая отменяется плата за проезд в городском общественном транспорте для пенсионеров, не имеющих федеральных и региональных льгот, а также для школьников, студентов средних специальных и высших учебных заведений. Для этого по решению депутатов из бюджета города выделено 40 миллионов рублей. Транспортная льгота затрагивает интересы порядка 37 тысяч человек: 10 тысяч пенсионеров и около 27 тысяч учащихся и студентов.

    Поделиться