Коренные жители автономных округов обращаются в суды, требуя компенсации за экологический ущерб, нанесенный родовым угодьям нефтегазовыми компаниями.
Сегодня только на Ямале в 15 судах идут разбирательства по искам аборигенов. Ханты, манси и ненцы жалуются на предприятия, которые незаконно прокладывают нефте- и газопроводы через их территории. В результате оленеводы теряют земли, самовольно изъятые нефтяниками и газовиками под свои хозяйственные нужды. Истцы требуют выкупа за свои участки или просят компенсировать затраты и упущенную выгоду. В своих претензиях они ссылаются на принятые региональными властями законы.
Точно такая же ситуация и в соседнем автономном округе. В прошлом году в Югре была самоликвидирована национальная община "Ханто" из поселка Тром-Аган Сургутского района. Причиной стал многолетний конфликт глав 12 родовых угодий с представителями нефтяных компаний. Аборигенов не устраивала процедура и регламент заключения экономических соглашений с недропользователями. Ситуация разрешилась лишь после того, как в дело вмешались окружные власти. Нефтяники вынуждены были выплатить "мировую" компенсацию оленеводам.
Напомним, территории традиционного природопользования - это в большей части пастбища оленеводов. Промышленное вторжение в эти земли сокращает кормовую базу оленей, а подножный корм - ягель - восстанавливается в течение 50 лет. Поэтому коренные северяне требуют, чтобы компенсация рассчитывалась, исходя из этих сроков.
Надо сказать, законодательство автономных округов, направленное на защиту коренных народов, намного опередило федеральное. На Ямале в этой сфере действуют уже более 56 нормативно-правовых актов, в Югре - 49. Тем не менее, заложенные в них экономические нормативы компенсаций носят характер временных, поскольку нет федерального закона.
Сейчас в Госдуме РФ идет обсуждение проекта закона "О защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования коренных малочисленных народов РФ". По словам заместителя председателя комитета Госдумы по делам национальностей Анатолия Острягина, аборигены нуждаются в государственной поддержке, так как речь идет уже об их выживании. По его мнению, эти народы продолжают и сейчас, в нелегких современных условиях, заниматься традиционными промыслами, поэтому задача государства - поддержать их.
Тем временем у нового законодательства в регионах есть и свои противники. Так, генеральный директор крупнейшей газодобывающей компании Ямала Олег Андреев считает, что действующее законодательство в достаточной степени защищает права коренных жителей округа. Новый закон, по его мнению, не только продублирует существующие, но и создаст "катастрофические бюрократические барьеры" для развития промышленного производства, поскольку фактически запрещает хозяйственную деятельность, если она оказывает негативное воздействие на окружающую среду. По мнению Андреева, запрет на деятельность добывающих компаний может быть вынесен только решением суда.
Сергей Харючи, председатель Думы ЯНАО, президент Ассоциации коренных малоЧисленных народов Севера:
- При решении проблемных вопросов, возникающих между коренными малочисленными народами Севера и добывающими компаниями, нужно искать законные инструменты для компромиссов. В то же время мы все понимаем, что развитие экономики страны невозможно без использования природных ресурсов, оказавшихся на территориях компактного проживания коренных народов. Принятия закона, регулирующего эти отношения, ждут в наших регионах с нетерпением.
Еремей Айпин, заместитель председателЯ Думы ХМАО - Югры, председатель Ассамблеи представителей коренных малоЧисленных народов Севера:
- Известно, что не все законы в России работают активно. Так, предусмотренная ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" этнологическая экспертиза не проводится ни в одном субъекте Федерации, да и сами нормы по этнологической экспертизе федеральным законодателем до сих пор не регламентированы. Я считаю, что обсуждаемый законопроект крайне актуален: его принятие узаконит права малочисленных народов.