25.04.2008 03:00
    Поделиться

    Сергей Караганов: Членство Украины в НАТО спровоцирует десятки территориальных конфликтов

    В преддверии вступления в должность нового президента России в кругах, связанных с выработкой российской внешней политики, разгорается не всегда видимая дискуссия. Один из ее интересных туров прошел недавно на XVI ежегодной Ассамблее общественного Совета по внешней и оборонной политике - одной из старейших общественных организаций. Любопытной чертой обсуждения на ассамблее явилось почти полное отсутствие обычно довольно острых разногласий. Националисты и либералы, оппозиционеры и проправительственные эксперты и политики высказывали весьма похожие взгляды. Просто с разных точек зрения.

    Приведу свои выводы из дискуссии, равно как и из собственных размышлений последнего времени.

    Российская внешняя политика (вне зависимости от смены президента) подошла к определенному рубежу.

    Страна резко усилила свои внешнеполитические позиции. Частично благодаря везению. Повысились цены на энергоносители. Резко ослабли основные партнеры-конкуренты. США - из-за иракского фиаско. ЕС - из-за очередного кризиса развития и потери его направления. Но усиление было и рукотворным. Возросло мастерство дипломатии. Россия доказала, что у нее появилась политическая воля, победив, хотя и страшной ценой, в Чечне. Руководство страны взялось за сознательное переигрывание правил, сложившихся в конце 80-х - 90-е годы, когда мир привык сначала к Москве, выступавшей под лозунгом "чего изволите", а потом огрызавшейся, но неизменно и часто позорно отступавшей. И взявшись, проводило свою линию последовательно. Говорилось "нет", даже когда можно было бы скрыться за туманом формулировок. Была выдержана политико-пропагандистская контратака старого Запада, не желавшего изменений правил игры, отказа от старой, крайне ему приятной привычки к российской слабости и послушанию. Контратака, еще не закончившаяся, была тем более острой из-за осознания Запада своего, наверное, временного геополитического проигрыша в конкуренции с добывающими странами за контроль над энергетическими ресурсами и в экономическом соревновании со странами нового капитализма.

    Старый Запад начал смиряться, что Россия другая, оставил надежды на то, что она пойдет в фарватере его политики.

    Острая фаза противостояния, объективно обусловленного, но и сознательно подстегнутого Россией, менявшей правила игры, не закончилась. Но в ней наметилась пауза, а может быть, и перелом. Особенно в Европе. В ней еще ругаются, пытаются создать новый союз с США, но все явственнее хотят договариваться.

    Россия, удовлетворенная победами и не желающая конфронтации, заметно изменилась. Стала говорить вежливей, больше улыбаться, не издеваться, а сожалеть о неразумности политики партнеров. Жесткие меры и заявления начали сочетаться с шагами навстречу.

    Думаю, новая гибкость обусловлена рядом обстоятельств. Руководство страны удовлетворено достигнутым усилением, в том числе за счет жесткого тона. Но не хочет конфронтации. Необходимо зафиксировать достигнутое в политике, в перераспределении собственности и влияния, конвертировать виртуальные достижения в материальные. Это и еще более - заявленная Д.А. Медведевым внутренняя программа интенсивной модернизации требует неконфронтационной среды.

    Наконец, полагаю, в Москве понимают, что, несмотря на все понятные после лет развала и нищеты победные фанфары об успехах внутренней и экономической политики, перед страной стоят гигантские проблемы, для решения которых необходимо минимальное отвлечение финансовых и управленческих ресурсов, внимания руководства страны, нужна та самая внешняя среда. В принципе таковую в среднесрочной перспективе обеспечить можно. Нынешнее противостояние с Западом преодолимо.

    Но этому могут помешать две проблемы. Одна - масштабный военно-политический конфликт, например, вокруг Ирана. Вторая - расширение НАТО на Украину. Такая перспектива уже отравляет европейскую политику. Если США смогут перевести ее в практическую плоскость, то, боюсь, острая конфронтация неизбежна, даже если российское руководство захочет, что крайне маловероятно, сгладить эту проблему, как это было во время второй волны расширения НАТО. Членство Украины в НАТО потребует создания режима реальной границы и спровоцирует десятки территориальных конфликтов. Будет создан - по две стороны границы - синдром разделенной нации. Его до сих пор - честь и хвала Москве и Киеву - удавалось избегать. В Украине резко усилятся позиции отсталых, националистических кругов. Собственно говоря, в том числе и для этого, а не только из желания потрафить Вашингтону они и выступают за расширение. Аналогичные круги усилятся и в России. Будет почти невозможно избежать искушения играть на раскол и дестабилизацию Украины.

    Собственно говоря, на создание кризиса ставят те в США, кто выступает за Украину в НАТО. Ведь последствия его очевидны. Он убьет даже теоретическую перспективу превращения Европы в самостоятельный внешнеполитический центр. Будут созданы крупные проблемы для развития России и сближения России и Европы. На то, что попутно народ Украины превращается в "пушечное мясо" для искусственно созданного политического конфликта, внимания не обращают.

    Говорят: американцы только играют, не пойдут на такой риск, включающий и вероятность поворота России к жесткой поддержке всех враждебных США режимов. Хотелось бы верить в разумность Вашингтона. Но после Ирака трудно. К тому же соблазн осложнить одним ударом позиции сразу двух конкурентов - Европы и России - велик.

    Так что нынешняя пауза в тактическом противостоянии России и Запада может смениться не переломом в сторону большего сотрудничества, а деградацией в конфронтацию.

    К сожалению, в случае с украинским членством в НАТО у России не много конструктивных козырей. Они есть у европейских держав.

    Но смогут ли они осознать, что им угрожает, и блокировать американские планы расширения?

    А пока России надо ставить многие, порой противоречащие друг другу задачи. Активизировать экономическую реориентацию на Азию, чтобы воспользоваться ее ростом и уйти от чрезмерной зависимости от западных рынков. При этом улучшать политические отношения с Европой, но донести до американцев и европейцев цену, которую они заплатят за расширение.

    Необходимо содействовать противодействию расширению в Украине, предотвращению эскалации конфликтов и одновременно не предпринимать шагов, которые бы антагонизировали братский народ Украины. Он не виноват.

    И главное - ускорить модернизацию страны. Без нее дальнейшее укрепление российских международных позиций более невозможно. Даже при самом благоприятном развитии событий.

    Боюсь, что перед тандемом Медведев - Путин стоят не менее сложные проблемы, чем перед Путиным восемь лет тому назад. Но когда нам было легко?

    Поделиться