29.04.2008 01:00
    Поделиться

    Разработан кодекс честного потребительского кредитования

    Открыто и добросовестно в полном соответствии с российским законодательством, отныне обещают работать банкиры в сфере потребительского кредитования. Ассоциация региональных банков "Россия" разработала "Кодекс ответственного потребительского кредитования", который поможет защитить права и законные интересы своих заемщиков. Об этом заявил глава ассоциации Анатолий Аксаков.

    С учетом стремительного развития сегмента потребительского кредитования в России создание кодекса, формулирующего морально-этические основы процесса потребкредитования, по словам Аксакова, является своевременным шагом. Этот документ позволит не только повысить доверие между заемщиками и кредиторами, но и станет дополнительным и, главное, добровольным саморегулирующим инструментом для участников рынка потребительского кредитования, отметил он.

    Как утверждает Аксаков, в разработке документа приняло участие несколько крупных банков. Более того, регулирующие органы, в том числе Банк России, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и минэкономразвития поддержали идею создания данного кодекса. В основу документа, по словам Аксакова, легли стандарты "Ответственного кредитования" ДжиИ Мани Банка, действующие с 2005 года во всех 55 странах присутствия Банка и неоднократно получавшие положительные отклики как в профессиональном сообществе, так и со стороны клиентов.

    На основе принципов, положенных в основу кодекса, и за счет применения инструментов саморегулирования банки, добровольно присоединившиеся к кодексу, смогут создать условия для предотвращения и пресечения недобросовестной конкуренции в сфере потребительского кредитования на уровне профессионального сообщества.

    Общие принципы описывают поведение и взаимодействие двух сторон - ответственного кредитора и добросовестного заемщика. В частности, по кодексу ответственный кредитор обязуется предоставлять заемщикам полную и достоверную информацию об условиях кредитования, в том числе о размере годовой и эффективной ставке, а также о размерах комиссии, штрафов и пеней и не вводить клиентов в заблуждение, утаивая такого рода информацию. Все условия договора должны быть изложены шрифтом одного размера.

    Также ответственный кредитор должен обеспечить оценку кредитоспособности заемщика до заключения договора потребительского кредитования и не предоставлять ему дополнительные кредиты в случае невозможности погашения задолженности по уже выданным кредитам.

    Кроме того, ответственный кредитор согласно документу должен соблюдать конфиденциальность предоставляемой заемщиком информации и предпринимать меры для охраны персональных данных и сохранения банковской тайны.

    Интересный пункт о том, что банки обязуются предоставлять услуги высокого качества и с уважением относятся ко всем заемщикам, независимо от их социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также цвета кожи, физических недостатков, пола, семейного положения, финансового положения, профессии или образования.

    Что же касается страхования при потребительском кредитовании, то здесь сразу оговаривается, что ответственный кредитор требует от заемщика застраховать риски только в том случае, если это предусмотрено законодательством или особенностями конкретного кредитного продукта. Если тот или иной кредитный продукт предполагает обязательное страхование, то ответственный кредитор предоставляет заемщику право выбора страховой компании.

    В случае если, по мнению ответственного кредитора, при заключении договора потребительского кредита необходимо заключить договор страхования, то заемщику должно быть предоставлено право добровольно выбрать кредитный продукт с договором страхования или без него.

    Кстати, еще одна идея, которую АРБ собирается воплотить в ближайшее время, это институт омбудсменов, который сегодня успешно работает на Западе, например в Германии и Великобритании. Омбудсменом называют специально избираемое должностное лицо, которое следит за соблюдением прав человека и решает различные конфликты. По нашему что-то вроде третейского судьи. По замыслу членов АРБ, "обиженный" заемщик сможет напрямую обратиться к "защитнику", который примет решение в пользу одной из сторон.

    Поделиться