На состоявшемся в Гаване пленуме ЦК Компартии Кубы, который прошел под председательством кубинского лидера Рауля Кастро, объявлено о созыве съезда Компартии Кубы. Подобных мероприятий на Острове свободы не было с 1997 года.
Съезд состоится во втором полугодии 2009 года. Более точная дата пока не названа. Столь долгий интервал между съездами объясняется тем, что в конце 1990-х - начале 2000 годов для Кубы был более злободневным вопрос выживания страны, нежели определения новой партийной платформы. К тому же изначально кубинская компартия никогда не была зациклена на четком следовании периодичности проведения съездов (раз в пять лет, как в СССР).
Съезды проходили тогда, когда их созыв считал необходимым сам команданте. Достаточно сказать, что первый съезд компартии, о созыве которого Фидель объявил еще в 1960-е годы, прошел лишь в 1975 году.
Не исключено, что именно на съезде в 2009 году де-юре может быть оформлено решение об отмене смертной казни на Кубе. О необходимости этого шага уже высказался Рауль Кастро, хотя де-факто казнь лиц, совершивших на Кубе преступления, при новом лидере приостановлена - недавно этот приговор был отложен в отношении трех кубинцев, преступивших закон.
На пленуме Рауль Кастро сделал еще одно знаковое заявление, сообщив об окончании "переходного периода", который вынужденно начался на Кубе летом 2006 года из-за ухудшения здоровья бессменного лидера Острова свободы Фиделя Кастро. Такое заявление означает, что отныне у кубинских властей и лично Рауля Кастро развязаны руки для того, чтобы осуществить некоторые либеральные новшества в сфере экономики, потребность которых отчетливо обозначилась после краха СССР и прекращения внешней помощи Кубе.
Понятно, что при однопартийной системе на Кубе не стоит рассчитывать на какие-либо политические послабления, на которых настаивает Вашингтон (свобода прессы и выборов). Не стоит забывать, что первым секретарем кубинской компартии по-прежнему остается Фидель Кастро, в феврале этого года ушедший с государственных постов. И все же некоторые западные аналитики, анализируя первые решения нового президента, поспешили заявить, что Рауль наверстывает то, что ни за что бы "не прошло при Фиделе Кастро". Однако нынешний лидер Острова свободы неоднократно заявлял, что при принятии каждого решения советуется со старшим братом.
Безусловно, "новаторские инициативы Рауля Кастро" согласованы с команданте и, главное, являются логическим продолжением политики Фиделя. Другое дело, что Кастро-старший в силу своего аскетичного образа жизни и "особого отношения" к материальным благам не мог пойти на те шаги, на которые уже решился Рауль. По признанию тех, кто общался с ним, Рауль Кастро крайне чутко ощущает все проблемы и тяготы кубинского народа. За два месяца нахождения у власти на Кубе он уже действительно успел многое сделать, проведя ряд экономических инициатив, оцененных западными странами как шаги к либерализации режима. Рауль, к примеру, отменил запрет на свободную продажу мобильных телефонов, снял ограничения на размер зарплат в госсекторе, повысил пенсии, зар платы судьям и прокурорам. Кубинцам разрешили покупать пылесосы и кондиционеры, что раньше можно было приобрести лишь в валютных магазинах.