Областное МЧС создаст на территории региона свое звено общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН).
В соответствии с федеральной программой в этом году во многих городах-миллионниках заработают современные системы оповещения. Саратов в программу не попал, но свое звено российской системы создавать будет. О том, как это будет выглядеть на деле, корреспондент "РГ" беседует с Владимиром Демидовым, первым заместителем начальника ГУ МЧС России по Саратовской области.
Российская газета | Владимир Евгеньевич, если конкретнее, ОКСИОН - это что?
Владимир Демидов | Это система, которая представляет собой сеть электронных терминалов в метро, аэропортах, на вокзалах, на улицах, в супермаркетах. Она позволяет получать и передавать информацию в режиме реального времени. На экранах транслируются необходимые сведения о чрезвычайных ситуациях, которые могут произойти, показано, как действовать в той или иной обстановке, как оказывать первую помощь себе и пострадавшим.
Понимаете, в чем дело: одна из основных причин гибели людей при чрезвычайных ситуациях состоит в том, что они не знают, как себя вести. Правила безопасности жизнедеятельности, которые все мы учим в школе, быстро забываются. Поэтому людям их надо периодически напоминать - красиво и интересно, используя не только традиционные средства (СМИ, громкоговорители, сирену), но и более современные, то есть пункты информационного оповещения населения - так называемые ПИОНы, или уличного - ПУОНы.
РГ | В Саратове уже есть плазменные экраны, в районе цирка, например. Этого недостаточно?
Демидов | В нашей области уже действуют четыре пункта уличного информирования и оповещения населения, на которых ежедневно транслируется информация о защите населения от чрезвычайных ситуаций - например, как правильно вести себя во время пожара. Два работают в Саратове, по одному - в Энгельсе и Балаково. Есть и "бегущие строки" в наиболее оживленных местах. Но этого, конечно, недостаточно.
По нашим подсчетам, только в областном центре должны работать 7-8 плазменных экранов: в районе рынков, вокзала, аэропорта, речного вокзала, крупных торговых центров. Кроме того, в 7-10 местах информация должна идти бегущей строкой. Также мы планируем, что участвовать в этом проекте будут такие крупные города, как Балаково, Балашов, Энгельс, Вольск.
РГ | Во сколько же обойдется области ОКСИОН?
Демидов | По нашим подсчетам, понадобится порядка 20 миллионов рублей. Сейчас мы готовим поправки в целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2007-2010 годы". Наши специалисты должны вернуться из Самары, куда они отправились на стажировку - там такая система уже работает. Кстати, кроме Самары в Поволжье ОКСИОН уже есть в Нижнем Новгороде, Казани и Ижевске, где население меньше миллиона человек, но местные власти активно стали работать в этом направлении. Мы рассчитываем, что в нашей области система заработает в полную силу в 2010 году.
РГ | Насколько оправданы такие затраты?
Демидов | Конечно, ОКСИОН особенно актуален для регионов, где часто бушует стихия. Но я напомню, что на территории Саратовской области действуют более двухсот потенциально опасных объектов, а в зоне возможных ЧС проживает около трети населения. Причем есть такая особенность: на плазменный экран нужную информацию в случае ЧС сможет передать оперативный дежурный не только области, но и другого региона, и МЧС России. Если вернуться на несколько десятилетий назад и представить, что в 1986 году существовали бы подобные вещи, не исключено, что удалось бы избежать масштабных последствий Чернобыльской катастрофы.
РГ | Все эти ноу-хау, как вы сами отметили, должны коснуться только крупных городов области, у остальных не хватит средств. А как в таком случае быть с оповещением населения в сельской местности?
Демидов | Вы правы. Саратовская система оповещения, которая была создана в 60-е годы, уже давно морально и физически устарела. Мы с трудом можем найти запчасти и содержать ее в нормальном состоянии. Пока она справляется, хотя во многих регионах уже идет ее полная реконструкция.
Остается проблема проводного вещания, которое исчезло почти повсеместно. Сегодня проводного радио не осталось в 15 из 38 районов области. И хотя связисты снабжают жителей беспроводными передатчиками, проблемы еще остаются. Самая сложная ситуация в Перелюбском, Алгайском, Новоузенском районах, куда часто не доходит ни радио, ни телесигнал. При этом люди слушают разные радиостанции, и нет гарантии, что именно коммерческая компания сообщит о ЧС. Здесь уже проблема в законодательстве - нужно принимать соответствующие правовые документы на федеральном уровне, которые, например, обязывали бы операторов мобильной связи по нашему запросу передавать своим абонентам нужную информацию.
Справка "РГ"
С начала года на территории области зарегистрировано 12 чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Они унесли жизни двадцати пяти человек. В прошлом году в области произошло 35 ЧС, погибли 70 человек.