05.05.2008 04:30
    Поделиться

    Гордон Браун выбил стул и из-под самого себя

    "Протеже" премьера Великобритании потерпел поражение в борьбе за пост мэра столицы

    Триумф консерваторов, катастрофа лейбористов - таковы сенсационные итоги выборов в местные органы власти в Англии. Первомайской демонстрацией протеста против политики брауновского правительства для жителей Англии и Уэльса стал поход в этот день к избирательным урнам.

    Супротив имен кандидатов от правящей вот уже 11 лет Лейбористской партии рекордное число британцев оставили на сей раз зияющие пустоты. Англия в одночасье "посинела". Еще недавно раскрашенные в багряные цвета лейбористов регионы один за другим присягнули консерваторам, чьим партийным колером является синева. Перебежчики в стан "противника" исчисляются миллионами. Города, последние два десятка лет считавшиеся нерушимым оплотом лейбористов, выбрали в свои местные советы консерваторов. Партия Брауна потеряла 330 депутатских мест, оппозиционные консерваторы набрали 256 мест. В субботу, после оглашения итогов, солидные британские газеты покрылись "окровавленными" первополосными заголовками: "Первомайское зверское убийство", "Долгая кровавая пятница Брауна", "Браун истекает кровью в первомайской резне".

    Такого сокрушительного поражения на местных выборах Лейбористская партия Британии не знавала последние 40 лет. Оппозиционные консерваторы собрали 44 процента голосов, оппозиционные либерал-демократы - 25 процентов, правящие лейбористы - всего-навсего 24 процента. И если бы нынешние выборы были не местными, а всеобщими парламентскими, то полученные результаты означали бы триумфальное воцарение консерваторов в Вестминстере с парламентским большинством в 124 места.

    Нынешнее поражение британской правящей партии носит между тем ярко выраженный персонифицированный характер. Все сегодня злобно тычут перстом в главу правительства Гордона Брауна. Его никто не выбирал в лидеры, власть досталась Брауну в наследство от Тони Блэра. Нынешние выборы стали посему для Гордона первым формальным прошением руки избирателя. Немилый сердцу жених получил унизительный отказ.

    Причин для нелюбви к своему правительству у британцев достаточно. Перечислять их было бы утомительно. Назовем главную - это, в прямом смысле слова, хлеб с маслом. Они при Брауне бессовестно подорожали. Еще бессовестнее подорожали горючее и ипотека на жилье. Да и в целом вся жизнь. Но если даже случилось все это волею продуктовых, финансовых, кредитных и прочих глобальных катаклизмов, то Браун выбил из-под беднейших слоев Британии последний стул. С его подачи был намедни упразд нен льготный налог для 5,3 миллиона малооплачиваемых трудящихся. Дело выглядит так, что тем самым Браун выбил стул и из-под самого себя.

    Такого массового наплыва лондонцев на избирательные участки мне не приходилось наблюдать уже давно. Невзирая на то что Первомай в Англии был рабочим днем, а небо сеяло дождем, народ шел на выборы стройными рядами. В Лондоне в этот день выбирали еще и мэра города. Таким образом, "праздник" был двойным.

    Мэром Лондона выбрали консерватора Бориса Джонсона. Первый в новейшей истории мэр Лондона Кен Ливингстон, правивший британской столицей восемь лет, покинул Сити-холл, едва сдерживая слезы на глазах. В отличие от Брауна Ливингстона не били больно - он проиграл сопернику с отрывом всего в 6 процентов голосов. Потому как при всех своих реформаторских закидонах был мэр Кен профессионалом. Многие сегодня склонны полагать, что Ливингстону досталось от избирателя "за компанию". Точнее, за то, что связался с "дурной компанией" лейбористов. Пока Кен был независимым кандидатом, его избирали в градоначальники дважды. А как только вступил в ряды правящей партии и стал фотографироваться рука об руку с Брауном, его и прокатили. Забавно, что именно такой исход выборов мэра был предсказан накануне... собачьими бегами. Буквально за день до выборов на Уимблдонском стадионе "Грейхаунд" устроили уникальный забег шестерки породистых псов, получивших клички соответственно именам шести ведущих кандидатов в мэры. Первым в забеге пришел пес по кличке Борис Джонсон, вторым - Кен Ливингстон.

    Кто таков новый мэр Борис? Личность эта весьма любопытная и даже экстравагантная. 43-летний соломенный блондин с всклокоченной шевелюрой, острым язычком и потрясающим чувством юмора. Выпускник альма-матер английской аристократии - Итонского колледжа и Оксфордского университета. Новеллист, историк, телеведущий. Два десятка лет работал журналистом в "Таймс", "Спектейтор" и "Дейли телеграф". Депутат парламента от Консервативной партии. В рядах недоброжелателей снискал себе репутацию клоуна. В лондонском хозяйстве собирается наводить решительный порядок. Вывести на улицы города засевших в офисах полицейских, прекратить хулиганства и безобразия в городском транспорте, сделать британскую столицу городом, в котором можно будет спокойно гулять и днем, и ночью.

    В Британии складывается, таким образом, прелюбопытная ситуация, когда страной все еще правят лейбористы, а столицей - уже консерваторы. В стане Консервативной партии царит торжество. "Мы вернулись!" - говорит лидер партии Дэвид Кэмерон. Не слишком ли поспешное заявление - до всеобщих парламентских выборов еще два года? Многие политические комментаторы на Альбионе считают, что Кэмерон вправе пророчить себе победу.

    Кстати

    Нынешние выборы рассматривают как дежавю 1995 года, с которого начался закат долгого правления тори. В тот год Джон Мейджор проиграл местные выборы, а два года спустя он проиграл и выборы парламентские - пришел лейборист Тони Блэр. Сегодня в Британии говорят, что нынешний Первомай войдет в историю Лейбористской партии как битва при Ватерлоо. И что Гордон Браун эту битву проиграл.

    Поделиться