05.05.2008 06:00
    Поделиться

    Валерий Гергиев отпраздновал 55-летие благотворительным концертом в пользу культуры Владикавказа

    Круглую дату - 55 лет маэстро Гергиев отметил в Большом зале консерватории благотворительным концертом в пользу культуры Владикавказа. Программа юбилейного гала собрала в стенах Московской консерватории не только именитых музыкантов: Юрия Башмета, Вадима Репина, Анну Нетребко, Владимира Галузина, но и целый корпус ответственных государственных деятелей и чиновников, призванных внести финансовую лепту в укрепление культуры на Кавказе.

    Можно сказать, что идея отметить юбилей благотворительным концертом в пользу соотечественников выглядела в глазах Гергиева единственным оправданием необходимого по статусу круглой даты празднования. Обычно день рождения маэстро проходит в том же режиме, как и все остальные дни его жизни: перелет, репетиция, концерт, отель, перелет. В последние семь лет, правда, день появления на свет маэстро "упорядочился" и стал принадлежать Пасхальному фестивалю, аккуратно вставляющему в свою афишу 2 мая концерт с участием Валерия Гергиева и Симфонического оркестра Мариинского театра. Собственно, и на этот раз рабочие контуры праздника радикально не изменились, но добавился красивый зрелый жест, обращенный маэстро к исторической родине.

    Однако, чтобы праздник этот состоялся, имениннику неожиданно пришлось понервничать: программа гала даже в день концерта трещала по швам. Сначала заявленная в афише Ольга Бородина заболела и не смогла приехать в Москву, а потом участие Анны Нетребко, отменившей по состоянию здоровья 1 мая сольный концерт в Петербурге, оказалось под вопросом. Только к началу гала стало ясно, что день рождения маэстро налаживается: Нетребко осталась в стенах консерватории, в зале зарябило от "первых лиц", маэстро не изменил себе, опоздав к выходу на сцену и породив тем самым ироническую перепалку вышедших на сцену с официальными приветствиями руководителя Роскультуры Михаила Швыдкого и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Остроумная риторика деятелей культуры и культа оформилась в "драматургию" уже в присутствии юбиляра, которого митрополит Кирилл назвал "круглым отличником, имеющим в паспорте две пятерки" и достигшим, согласно Библии, апогея человеческой жизни. В запале митрополит связал служение маэстро с самим праздником Воскресения - как "торжества гармонии". Глава Роскультуры Швыдкой ответствовал полемической шуткой, заметив, что "летучая" натура Валерия Абисаловича навевает ему слова Фауста: "Мне скучно, бес.." из сцены с Мефистофелем, где роль Мефистофеля выполняет музыка. По крайней мере оба оратора не отклонились от популярной по отношению к юбиляру тематики, закончив экспромт задиристой репликой митрополита, что его букет для маэстро не хуже, чем у Швыдкого, "только остался в багажнике".

    Далее концерт покатился в довольно серьезном духе, без речей и подношений, но с изящно продуманной программой: сначала Увертюра к "Тангейзеру" - вагнеровский шлягер, который достижения Мариинского оркестра проявляет в полной красе: и его трепетные струнные, и торжественные медные "купола", и искусно рассыпающиеся по всему оркестру инструментальные реплики. За Вагнером последовали "Цыганка" Равеля в точеном исполнении Вадима Репина, популярный опус Бруха Кol Nidrei, написанный на печальный еврейский мотив и с какой-то особой утонченностью исполненный Юрием Башметом, наконец, репертуарный конек маэстро: взрывной, гротескный "Петрушка" Стравинского с неподражаемы оркестровым "гулом" и перепалками духовых соло, а также "Озорные частушки" Щедрина, радикально сдвинувшие в свежей интерпретации маэстро фольклорную подоплеку сочинения к жесткой джазовой конструкции.

    Но как бы ни старался маэстро в этот вечер, праздник был бы подпорчен, если бы на сцене не появились его собственные, мариинские "звезды", выдвинутые им в мир и занявшие верхние строчки в рейтинге певцов. Сначала титульный тенор Мариинки Владимир Галузин исполнил два коронных номера - ариозо Канио из оперы "Паяцы" и арию Германа из "Пиковой дамы", спев их в честь маэстро с напором, достойным Арены ди Верона. А в финале на сцену вышел Ахмед Агади, затянувший с бокалами шампанского в руках "Застольную" Верди из "Травиаты". И тут произошло короткое, как молния, событие: из седьмого ряда партера выбралась Анна Нетребко с букетом для маэстро и, проскочив сквозь ряды оркестрантов на сцену, подхватила со свежей силой застольный дуэт с Агади, закончившийся столь любимым публикой ритуалом распития шампанского у дирижерского пульта. Что было дальше, знают только приглашенные на прием Гергиева в новенький "Риц-Карлтон" на Тверской. Там "первые лица", вероятно, и вносили свои взносы на культурные проекты Владикавказа. Насколько были щедры, покажет культура.

    Поделиться