На своем последнем перед майскими праздниками пленарном заседании депутаты Госдумы приняли в первом чтении поправку в закон о средствах массовой информации, которая, по замыслу автора законопроекта - самого молодого "единоросса" с думским мандатом Роберта Шлегеля, не позволит безнаказанно распространять клевету в СМИ.
Впрочем, клеветать журналистам и прежде не разрешалось. В Уголовном кодексе предусмотрено для них наказание за распространение заведомо ложных сведений. Однако Роберт Шлегель считает, что ответственность за ложь, появляющуюся на страницах газет, журналов, в теле- и радиопередачах, должны нести не только "отдельно взятые" авторы материалов, но и сами средства массовой информации. И предлагает свою редакцию 1 статьи 4 "Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации" Закона "О СМИ": "Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости".
Такая правка позволяет уже не только штрафовать СМИ, злоупотребившие свободой, но и закрывать их по решению суда, если редакции в течение года неоднократно нарушали требование закона и получали по этому поводу предупреждения от Россвязьохранкультуры.
Председатель думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Валерий Комиссаров обратил внимание коллег, которые посчитали, что законопроект Шлегеля может быть использован против оппозиционных СМИ, именно на это обстоятельство - "деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению суда". То есть, по словам Комиссарова, ничего нового не предлагается - "ответственность к СМИ как применялась, так и будет применяться в соответствии с действующим уголовным, гражданским и административным законодательством". И так же, как до сих пор, успокаивал Комиссаров противников законопроекта, только суд будет решать, действительно ли "тот или иной телеканал или газета "выдают на своих страницах или в эфир заведомую ложь".
Поэтому глава профильного комитета призвал народных избранников "не драматизировать эту ситуацию", не искать коллизий и проблем там, где их нет. "Мы не изобретаем велосипед, мы всего лишь переносим нормы из других законов в закон о СМИ", - заявил Валерий Комиссаров. И, видимо, эти его аргументы показались думцам убедительными, поскольку законопроект поддержало 399 депутатов, против был только один.
Однако реакция на новые строгости в отношении средств массовой информации в обществе оказалась не столь однозначной. Редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев так прокомментировал ситуацию "РГ": "Она вызывает очень резкую реакцию журналистов, руководителей СМИ. И эта реакция нам кажется оправданной, поскольку состояние СМИ не самое блестящее и надо искать конструктивные и позитивные способы усиления средств массовой информации, в том числе содействие демократическим институтам в России".
Как сопредседатель либерального дискуссионного клуба "Единой России" - "4 ноября" Валерий Фадеев вместе с другим сопредседателем, главой Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимиром Плигиным подписали по этому поводу заявление клуба, где говорится, что поправки в Закон "О СМИ", предложенные депутатом Шлегелем, "могут нести в себе угрозу необоснованных и произвольных санкций в отношении средств массовой информации". Члены клуба "4 ноября" считают: то, что в журналистской среде есть люди, допускающие нарушения журналистской и человеческой этики, не должно быть основанием для произвола в отношении СМИ. "У надзорных и правоохранительных органов уже достаточно возможностей, чтобы пресекать деятельность недобросовестных журналистов, не ставя под угрозу свободу средств массовой информации", - говорится в заявлении.