В Абхазии международным положением всегда интересовались очень активно. Каждое событие, прямо или косвенно затрагивающее статус или безопасность республики, сразу становится самой обсуждаемой новостью. Но версии о происходящем у рядовых жителей и властей порой расходятся.
Так, инцидент со сбитыми над территорией Абхазии грузинскими беспилотными самолетами на улицах чаще всего расценивают как еще одну попытку Тбилиси сорвать курортный сезон. На приграничном рынке у реки Псоу у торговцев и таксистов своя версия событий.
- Как лето на носу, так грузины обязательно что-нибудь устроят, - говорит таксист Инал. - Почти каждый год так. Не нравится, что люди к нам едут, а не в Батуми.
Бытовые трактовки событий в зоне грузино-абхазского конфликта имеют одно объяснение. Если обострение происходит весной, это "для того, чтобы отдыхающих не было". Если что-то случается летом, тоже ответ готов: "Хотят, чтобы курортники разбежались". А когда по осени раздается бряцание оружия, тому тоже находится объяснение: "Сезон был хороший, гостей много, вот от зависти и злятся". Сегодняшним действиям грузинских властей тоже находятся объяснения.
- Россия экономическую поддержку обещала, это тоже не нравится, - поясняет рыночный торговец Самвел. Можно сказать, что к этим ставшим уже хроническими обострениям в зоне конфликта в Абхазии уже привыкли. Они действительно происходят едва ли не каждый год. Во всяком случае, паники от грозных заявлений из Тбилиси не видно. Признаки того, что ситуация все-таки не очень спокойная, можно заметить лишь по активности местных военных: объявлена повышенная боевая готовность, поскольку накануне заместитель министра обороны Абхазии Гарри Купалба говорил о возможности агрессивных действий со стороны Грузии и даже о наличии плана вооруженного захвата абхазской территории "в течение ближайших суток".
Трудно судить, насколько ситуация действительно серьезная. В августе 2004 года Михаил Саакашвили угрожал топить российские прогулочные суда, приближающиеся к берегам мятежного региона. Но этого не произошло. В итоге туристы из России остались на абхазских пляжах. Корреспонденту "РГ", проводившему тогда блиц-опрос на курортах непризнанной республики, так и отвечали: чепуха, мы не боимся. А семь лет назад банда Гелаева, пришедшая из Грузии в Кодорское ущелье, хотела маршем дойти до Сухуми. Не вышло, "пороху" не хватило.
Впрочем, совсем спокойно здесь никогда не бывает. Мелкие вылазки, перестрелки, диверсии - это практически ежегодно. По этому поводу и границу с непризнанной республикой уже лет десять не закрывают: ситуация дежурно-привычная. Вот и сейчас пункт пропуска "Адлер" работает в обычном режиме: по обе стороны границы снуют торговцы, туристов пока мало. Не сезон.
Тем временем в Грузии после 130-дневного перерыва в понедельник начала пробное вещание телекомпания "Имеди". По словам ее руководства, на первом этапе будут транслироваться фильмы, спектакли, концерты. Через одну-две недели должно начаться полноценное вещание "Имеди", включая новостные выпуски, политические шоу и т.п.
Между тем в понедельник стало известно, что Грузия выходит из российско-грузинского соглашения между министерствами обороны двух государств о сотрудничестве в сфере ПВО от 19 апреля 1995 года, в котором Тбилиси фактически так и не участвовал. Комментируя данное решение грузинского руководства, глава МИД России Сергей Лавров отметил, что все более и более тревожные факты указывают на попытку силового решения конфликтов Грузии с Абхазией и Южной Осетией. "Это будет крайне плохо для региона, и мы рассчитываем, что те, у кого осталось влияние на грузинские власти, предпримут усилия, чтобы такое развитие событий предотвратить. Мы со своей стороны делаем все, что в наших силах, чтобы этого не произошло", - заключил Лавров.