Более 90 процентов крупных российских компаний уже обзавелись подразделениями с функциями внутреннего аудита (ВА), причем половина из них создана за последние пять лет, а четверть - за минувший год, сообщается в совместном исследовании КПМГ и российского Института внутренних аудиторов.
Авторы доклада утверждают, что если до недавнего времени основным мотивом создания подразделений ВА было формальное соблюдение требований регулирующих органов, то теперь можно говорить о все большей заинтересованности руководства компаний во внутреннем аудите.
Аналитики считают, что статус подразделений ВА в структуре компании и его независимость продолжают повышаться. В публичных компаниях, например, 73 процента подразделений ВА функционально подчинены комитету по аудиту совета директоров или непосредственно совету директоров.
Характерно, что большинство респондентов считают подразделение ВА своей компании независимым от исполнительного руководства.
Ту же цель - повысить независимость ВА от исполнительного руководства на местах - преследовало и сокращение доли компаний с децентрализованной структурой, отмечают эксперты.
Вместе с тем подразделениям внутреннего аудита по-прежнему отчаянно не хватает кадров.
Средний показатель количества сотрудников на одного внутреннего аудитора в компаниях-респондентах почти в два раза превышает аналогичный показатель GAIN, что, считают авторы исследования, может служить основанием для пересмотра численности подразделений ВА.
Оставляет вопросы и финансирование внутреннего аудита.
Хотя среднее значение показателя "фактические затраты подразделения внутреннего аудита компании по отношению к годовой выручке" сопоставимы с аналогичным показателем GAIN, четверть руководителей ВА компаний-респондентов указали на недостаточную обеспеченность их подразделения ВА финансовыми ресурсами.
И это при том, что диапазон функций внутреннего аудита ныне довольно широк и в целом устраивает руководство компаний. По сравнению с 2005 годом возросла значимость таких задач, как оценка операционной эффективности бизнес-процессов, оценка безопасности ИС. Что касается приоритетов на ближайшие 2-3 года, то среди них такие важные работы, как оценка операционной эффективности бизнес-процессов, оценка контроля достоверности финансовой отчетности, а также участие ВА в построении системы управления рисками.
Тем не менее решать все эти непростые задачи внутренним аудиторам скорее всего придется "вручную".
Специализированное программное обеспечение подразделениями ВА российских компаний практически не используется - его попросту нет на российском рынке.
И все же, говорится в докладе, высшее руководство компаний заинтересовано в том, чтобы иметь высококлассный внутренний аудит, и потому в ходе опроса высказалось за проведение независимой оценки деятельности ВА внешними квалифицированными специалистами.
А вот что думают о состоянии и перспективах внутреннего аудита в России эксперты, к которым обратилась "Российская бизнес-газета".
Ирина Юцковская,
директор департамента бухгалтерского консалтинга компании ФБК:
- Сегодня те или иные элементы внутреннего контроля существуют практически на любом предприятии. Дело, однако, в том, что зачастую они не связаны друг с другом, а сама система внутреннего контроля и аудита находится в зачаточном состоянии. Это прежде всего объясняется нехваткой специалистов - в России не так много сертифицированных внутренних аудиторов. Другая причина - высокая стоимость затрат на создание системы внутреннего контроля и аудита. Если предположить, что никто и никогда системно на предприятии вопросами СВК и СВА не занимался, то подобный проект займет не менее года. Да и то при условии, что создана рабочая группа реализации проекта (3-5 человек с полной занятостью) и к ней в придачу имеется 3-6 консультантов по разным направлениям. Но даже в этом случае стоимость проекта для компании с учетом цены своего персонала и услуг консультантов обойдется не меньше чем в 1 миллион евро, а скорее превысит его. При этом рассчитать, сколько будет стоить автоматизация, еще труднее, многое зависит от стартовых позиций.
Андрей Северилов,
управляющий партнер УК "Независимые директора":
- Пока внутренний аудит в России не слишком эффективен.
Почему?
Первое. Часто это 1-2 человека в структуре компании, не обособленные ни физически, ни административно от сотрудников, деятельность которых они проверяют. Как сотрудники организации они не могут не подпадать под влияние общих тенденций компании и господствующих в ней мнений. В итоге утрачивается беспристрастность и объективность, свойственная аудиту в целом.
Второе. Неясен пользователь информации, предоставляемой внутренним аудитом, и порядок ее использования. По идее выявленные ошибки должны исправляться. Для этого либо подразделение ВА надо наделить достаточными властными полномочиями в отношении других подразделений организации (позволить выполнять функции карающего надзирателя), либо каждый случай должен разбираться на уровне высшего исполнительного руководства и по результатам руководитель организации должен давать соответствующие команды подразделениям. Похоже, однако, что оба варианта имеют свои изъяны.
Третье. В организации (особенно - крупной) создается еще одно подразделение непроизводственного характера, постоянно требующее у других подразделений документы, сведения, пояснения, что, как правило, приводит к дополнительной бюрократизации и возникновению нездоровой атмосферы в коллективе.
Четвертое. Зачастую внутренние аудиторы не являются участниками саморегулируемых организаций в данной сфере (РКА, НФКА), что, естественно, сказывается на общем уровне качества исполнения ими своих обязанностей. На мой взгляд, к внутреннему аудитору должны предъявляться требования, сопоставимые с теми, которые предъявляются к внешним (независимым) аудиторам.
Пятое. Специалист высокой категории оценивает уже сделанные ошибки. Целесообразнее было бы использовать знания и опыт такого высокого уровня в процессе хозяйственной деятельности на стадиях разработки сделки, подготовки и оформления документов.