В регионах конец действия соглашения о стабилизации цен привел к различным результатам. Как сообщают собкоры "РГ" на Сахалине, в Орле и Ульяновске, существенных изменений цен не зафиксировано.
В Новосибирске с 1 мая подорожали растительное масло, майонез и крупы. Последние, кстати, не входили в перечень социально значимых продуктов, на которые распространялось действие соглашения. В Вологде подорожали хлеб и молоко, зато маргарин, сахар и сыр снизились в цене.
30 апреля истек срок действия соглашения о стабилизации цен на ряд социально значимых товаров, заключенного прошлой осенью производителями продовольствия и торговцами под наблюдением федеральных министерств и ведомств. Однако едва ли стоит переоценивать эффективность этой меры - в итоге "замороженные" продукты подорожали даже больше, чем продовольствие в целом. Генеральный директор Вологодского хлебокомбината Владимир Малек считает, что сдерживать цены можно лишь в том случае, если они "заморожены" на все товары, необходимые при выпечке хлеба. "Если же цена на конечный продукт держится на прежнем уровне, а все остальное поднимается - и бензин, и мука, и масло, и зерно, и сахар, и газ, - то цепочка получается незамкнутой", - поясняет Владимир Малек.
Хотя далеко не все, происходящее на рынке, можно объяснить растущими затратами. Например, с начала этого года цены на сырое молоко стали снижаться - переработчики переключились на подешевевшее на мировом рынке сухое молоко. Однако на потребительских ценах это никак не отразилось. В Новосибирске, например, они стабильны, литр молока стоит около 20 рублей. А в Волгограде только за апрель пакет молока подорожал на 2 процента.
В последнюю неделю у нас в стране снижались оптовые цены на зерно, на нерафинированное растительное масло. А то же масло и хлеб на прилавках продолжают дорожать. Кому достается эта прибыль? Возможно, магазинам. На Сахалине торговая наценка на молоко достигла уже 40 процентов, и депутаты областной Думы уверены - если бы у них была возможность ее ограничивать, продовольствие первой необходимости было бы доступнее для небогатых граждан.
Право ограничивать торговые наценки 10-15 процентами содержится в проекте закона об основах государственного регулирования торговой деятельности, разработанном минэкономразвития. Однако он пока в стадии разработки. Законодательная база для управления потребительским рынком продовольствия вообще довольно слаба у нас в стране. Поэтому в различных регионах намерены по-разному бороться с продуктовой инфляцией. В Орле, например, до сих пор действует соглашение о стабилизации цен на хлеб. Сорт "Спасский" можно купить по семь рублей за буханку. Однако остальные виды хлеба стабильно растут в цене.
В Ульяновске местный минсельхоз до первого октября пролонгировал соглашения о сдерживании отпускных цен, заключенные ранее с крупнейшей в области птицефабрикой и основным региональным производителем растительного масла. На сегодняшний день отпускная цена на яйцо столовое первой категории держится на уровне не более 27 рублей за десяток. Отпускная цена масла растительного подсолнечного нерафинированного разливного в торговые сети составляет 36 рублей за килограмм.
В Ульяновске планируют зафиксировать отпускные цены и на молочную продукцию. А пока сдерживают стоимость этого продукта за счет продажи разливного молока из цистерн. В Вологодской области тоже разрешили торговлю сырым фляжным молоком. Кроме того, там планируют строить небольшие хлебокомбинаты и булочные. Как пояснил губернатор области Вячеслав Позгалев, малый бизнес позволит стабилизировать цены на хлеб. В Новосибирске тоже развивают конкуренцию - уповают на ярмарки выходного дня и мини-рынки, на которых производители торгуют своим продовольствием по сравнительно низким ценам.
Практически во всех регионах признают: в любом случае социально незащищенные граждане нуждаются в поддержке.
По всей видимости, в ближайшее время власти придется выработать федеральную стратегию регулирования рынков продовольствия. Наверняка опыт, накопленный регионами за последние полгода, будет осмыслен и использован.