К 2015 году транспортная подвижность населения вырастет на треть, практически 100 процентов автодорог федерального значения с твердым покрытием будут соответствовать нормативным требованиям, а транзит грузов по территории России достигнет 42 миллионов 700 тысяч тонн. Настало время перейти от поддержания в рабочем состоянии и модернизации объектов транспортной системы России к ее развитию на принципах доступности, безопасности и эффективности. Поэтому минтрансом были подготовлены изменения в Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" с продлением срока ее реализации на период до 2015 года с изменением с 1 января 2010 года ее наименования на "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)".
Правительство в целом уже одобрило новую программу, однако попросило доработать некоторые вопросы. В частности, было рекомендовано обратить особое внимание на необходимость применения современных технологий при строительстве объектов транспортной инфраструктуры, развитие морского и внутреннего водного транспорта. Кроме того, доработки потребовали условия предоставления и методика расчета субсидий бюджетам субъектов РФ на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и так далее. Доработанные материалы должны быть представлены в правительство до 15 мая 2008 года.
Главными задачами новой федеральной целевой программы должны стать скоординированное развитие всех видов транспорта, увязка на основе схем территориального планирования федеральных программ с региональными транспортными системами, согласованность процессов развития транспортной инфраструктуры с комплексными программами развития других отраслей, обеспечение сферы высоко-квалифицированными кадрами. Программа включает в функциональную подпрограмму "Развитие экспорта транспортных услуг" и отраслевые подпрограммы "Железнодорожный транспорт", "Автомобильные дороги", "Морской транспорт", "Внутренний водный транспорт", "Гражданская авиация".
В программе обозначены конкретные цели и механизмы, которые обеспечат необходимое опережающее развитие этой сферы, ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Но самое главное, граждане на себе должны почувствовать повышение доступности транспортных услуг.
Из конкретных задач можно отметить ввод в эксплуатацию 4,7 тысячи километров новых железнодорожных линий, строительство и реконструкцию 7,3 тысячи километров автодорог федерального значения, включая строительство 1,8 тысячи километров платных автомагистралей и скоростных дорог в составе международных транспортных коридоров плюс строительство и реконструкцию 10 тысяч километров автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на условиях софинансирования из федерального бюджета. Также планируется строительство и реконструкция 116 взлетно-посадочных полос и обновление парка самолетов на 678 единиц. Помимо этого планируется увеличение суммарной производственной мощности портов на 300 миллионов тонн.
Кроме того, министерством предлагается ряд новаций, которые позволят проводить гибкую тарифную политику, что должно снизить цены на услуги, обеспечивать высокий уровень безопасности пассажиров и надежность работы транспортных систем.
Общий объем финансирования программы достаточно высокий. Только из средств федерального бюджета на нее предполагается направить 4 триллиона 651 миллиард рублей.
Цели и планы, как всегда, поставлены громадные, главное, чтобы хватило сил все это реализовать. Сегодня, к сожалению, по данным минтранса, сорок тысяч населенных пунктов, где проживает более 3 миллионов человек, до сих пор не имеют постоянной круглогодичной связи с транспортной сетью общего пользования по автомобильным дорогам, имеющим твердое покрытие. Пять субъектов РФ не имеют транспортного железнодорожного сообщения. Из-за отсутствия железных дорог не осваиваются 23 крупных разведывательных месторождения полезных ископаемых. В 14 регионах, где авиация является основным и единственным круглогодичным видом транспорта, происходит сокращение аэродромной сети. Так, с 1992 года количество аэропортов сократилось с 1302 до 330 единиц.
Что же касается автомобильных дорог, то здесь, по оценкам экспертов, уровень развития автомобильных дорог отстает от уровня автомобилизации в 5 раз, что негативно сказывается на организации дорожного движения. Около 29 процентов протяженности дорог федерального значения работают в настоящее время в режиме перегрузки. Все это приводит к низкой конкурентоспособности транспортных коридоров. По оценкам экспертов, потери России, обусловленные низкой пропускной способностью автомобильных дорог, составляют 3 процента от валового внутреннего продукта, что в 6 раз выше, чем в странах Европейского союза.