Последнее, о чем думаешь, когда едешь отдыхать, это о вероятности заболеть, попасть в аварию или оказаться в полиции. Однако, по оценкам экспертов, такая вероятность далеко не призрачна, хоть и не превышает одного процента. Вчера на родину возвратились российские туристы, к несчастью, попавшие в этот процент.
Напомним, что в автокатастрофе, которая случилась 1 мая по пути из египетского Шарм-эль-Шейха в Каир, погибли шестеро наших соотечественников, еще шестеро получили тяжелые травмы. В России всем пострадавшим предстоит еще одно испытание - получить компенсацию за испорченный отдых. Уже ясно: легко не будет.
Как сообщила "РГ" руководитель рабочей группы страховщиков Ассоциации туроператоров России Елена Скуратова, такая трагическая ситуация сложилась в том числе потому, что туристы купили злополучную экскурсию "на улице". "Когда экскурсия организована туроператором, вся информация о группе, ее маршруте имеется у гида, который в экстренной ситуации оперативно проинформирует страховщика о случившемся. Это позволяет в максимально короткие сроки организовать помощь. В отличие от так называемых уличных турфирм, которые зачастую ни за что не отвечают", - уверена Елена Скуратова.
Проще говоря, есть все шансы, что туроператоры, организовавшие отдых россиян в Египте, не понесут материальной ответственности, поскольку экскурсия была куплена как дополнительная услуга, вне договора с фирмой. Единственное, по словам экспертов, что реально могут получить пассажиры автобуса от российских страховых компаний, - компенсацию по медицинской страховке. На сегодняшний день этот пункт договора выполнен уже всеми крупными страховщиками.
Однако начальник правового управления Федерального агентства по туризму Евгений Писаревский не исключает, что некоторые туристы, пострадавшие в Египте, все-таки захотят поквитаться с турфирмами. "Это можно будет сделать только через суд", - считает Евгений Писаревский.
Случившееся бросает неприятную тень на перспективу летнего отдыха за рубежом. Открытие сезона не за горами, а гарантий спокойного отдыха у россиян по-прежнему недостаточно. Вспомним, сколько надежд возлагалось прошлым летом на вступившие в силу поправки в Закон "Об основах туристской деятельности в РФ". Напомним, что туроператоры должны заручиться финансовыми гарантиями в банках или страховых компаниях, которые по соглашению с турфирмой должны выплатить денежную компенсацию гражданам, если та не сможет выполнить условий договора с клиентом. За прошедший год было несколько крупных дел, связанных в основном с банкротством туроператоров, по которым все пострадавшие вернули назад свои деньги. Однако жалобы недовольных туристов так и остались единичными.
Последние месяцы звучат предложения по существенному расширению существующей медицинской страховки. Стандартный пакет дает надежду, что в нужный момент вам окажут неотложную помощь. Естественно, чем дешевле страховка, тем менее качественную помощь вы получите. Председатель Клуба защиты прав туристов Дмитрий Давыденко приводит следующие цифры: еще четыре года назад жизнь и здоровье россиянина за рубежом оценивались около 80 центов в сутки, сегодня это уже 20 центов (для сравнения: Германия страхует своих туристов на 5 евро в сутки). Точнее, туристы, как и раньше, платят за страховку по одному доллару за сутки пребывания на курорте, однако до 80 процентов от суммы забирает себе турфирма. Оставшиеся 20 процентов не в состоянии покрыть всего объема медицинских услуг, которые могут потребоваться отдыхающему. Например, только выезд врача обходится в среднем в 70 долларов. Перевозка на реанимобиле - 2,5 тысячи долларов в час. Получается, что обеспечить адекватную случившемуся помощь может только крупная страховая компания. Однако таких, по оценкам экспертов, на нашем рынке не больше 5-6.
При этом вне страхового поля остаются все случаи, связанные с обострением хронических заболеваний, травмами на спортивно-массовых мероприятиях, а также произошедшие с гражданином в состоянии алкогольного опьянения.
Еще в конце прошлого года Ассоциация туроператоров России разработала новые стандарты страхования туристов, обязательные для всех участников ассоциации. Например, помимо стандартной медпомощи, которую обеспечивают все компании, турист сможет получить экстренную стоматологическую помощь. Сюда же входят оплата лекарств, расходы по прокату костылей, инвалидных колясок, эвакуация с места происшествия (в том числе на самолете или вертолете), расходы по срочному приезду родственников, расходы на выезд детей, оставшихся без присмотра взрослых.
Как уверяют страховщики, новый страховой продукт, который должен заработать уже летом, максимально приближен к европейскому. В том числе и по стоимости. Другой вопрос, захотят ли граждане, накопившие 500-600 долларов на отдых, платить "лишние" деньги за свою безопасность. До сих пор все проблемы упирались именно в деньги. Те же экскурсии, купленные в "уличных конторах", дешевле в 2-3 раза, нежели приобретенные у турфирмы.
Позиция Ростуризма такова, что туроператоры должны в обязательном порядке "пугать" туристов опасностями, которые подстерегают во время путешествия, дабы таким образом повысить страховую культуру россиян. Даже если речь идет о таком привычном для нас Египте.