Власти Абхазии готовы защитить российских туристов в случае ЧС

"Ой, дорогие мои, куда же вы едете? В Абхазии, возможно, война скоро начнется. А вы в самое пекло!" - проголосила пожилая женщина, услышав, как мы в аэропорту Сочи обсуждаем детали командировки в Пицунду, Гагру и Сухуми.

Однако представления о ситуации в Абхазии жительницы Сочи были явно преувеличены. Несмотря на то что туристический сезон еще не начался, отдыхающие и просто местные торговцы спокойно пересекают российско-абхазскую границу. Кто-то едет на маршрутках за 50-60 рублей, кто-то - на туристических автобусах. Все машины едут заполненные пассажирами под завязку. Мы не успели занять места в автобусах и заказали такси, о чем ни разу не пожалели. За 15 минут мы добрались до границы и пешком за 3 минуты прошли до паспортного контроля. Перед нами двигалась небольшая группа торгашей - местные называют их колясочниками. Они везли мешки с мукой, сахаром, фруктами, одеждой и бытовой химией. На границе работали пять сотрудников пунктов пропуска "Адлер". Мы попали, видимо, на самого серьезного из них.

"Девушка, смотрите на меня, когда я вас оформляю", - сурово приказала корреспонденту "РГ" паспортистка, несколько раз оценив, насколько я похожа на свою фотографию в паспорте. Затем забила в компьютер мои паспортные данные.

На пропускном пункте Абхазии все оказалось проще. Местный представитель властей быстро проверил наши документы и попросил оформить страховку в соседнем окошке. Там не было очередей, поэтому страховщик был разговорчив. "Почему вы так мало дней будете у нас? Здесь можно чудесно отдохнуть", - сказал он, забрав у нас по 40 рублей за оформление страховки.

В Гагре на митинг в поддержку инициатив России по оказанию экономической помощи Абхазии на рыночной площади собрались от 5 до 7 тысяч человек. Параллельно такие же митинги проходили и в других городах непризнанной республики. Их лозунги и слоганы были одинаковы: "России - да, НАТО - нет", "Россия защитит своих граждан", "Мы за мир".

"В последние годы благодаря России нам удалось встать на ноги и возродить экономику после отмены санкций. Этот курс российской политики нам необходим", - прокричал с трибуны депутат абхазского парламента Владимир Кондаков под аплодисменты толпы.

"Однако угроза войны не пропала", - добавил он. Молодая женщина Инга, стоявшая с нами на площади, заметила: "Он прав. Грузинские войска подтягиваются к нашей границе, сбито уже несколько самолетов-разведчиков". Наша собеседница призналась, что население Абхазии постоянно живет с ощущением страха. "К страху трудно привыкнуть. Все мы помним войну 1992 года", - сказала Инга.

По ее словам, местные мужчины готовы в любой момент выйти защищать свою землю. "О боже, только бы не было войны, - добавила чуть не плача пенсионерка Светлана, услышав нашу беседу, - мы только пришли в себя от прошлых кровопролитий".

Однако ситуация на главных абхазских курортах Гагры и Пицунды, несмотря на митинговые страсти, в целом остается довольно спокойной. В Гагре среди руин заброшенных здравниц и домов растут приличного вида новостройки. "Строят здесь и россияне, и жители республики, у кого есть деньги", - поясняют горожане.

Сказать, что в Абхазии началось возрождение курортной отрасли, пока нельзя. Но многое уже приблизилось к уровню, который существовал в советское время. "У нас работает 38 крупных курортных объектов, это 75 процентов от того, что было в 1991 году", - не без гордости рассказал "РГ" глава Гагринского района Аcтамур Кецба.

Что касается безопасности, то по крайней мере внешне она обеспечивается. Милиционеров мы встречали часто, вели они себя любезно и даже предлагали посторожить вещи.

Конечно, нынешнее очередное обострение отношений непризнанной республики с Грузией так или иначе нанесло свой отпечаток на уличные разговоры. Но общая реакция на последние провокации, связанные с полетами грузинских "дронов" над территорией Абхазии, звучит так: пугают, но мы не боимся.

Особенно этот мотив близок представителям власти. "Просто нам хотят навредить, сорвать курортный сезон", - говорит Кецба.

Однако воспоминания о "блицкриге" 1992 года, когда грузинские формирования буквально в один день овладели Сухуми и Гагрой, все же не исчезли из памяти отдыхавших здесь туристов. Тогда каждый выбирался, как мог, прогулочные теплоходы уходили с запредельной загрузкой, переполненные плачущими женщинами и детьми, под обстрелом грузинских вертолетов.

Сегодня абхазские власти уверены: ситуация августа 1992 года невозможна. "Это исключено, у нас есть детальный план эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций, в первую очередь будем вывозить отдыхающих", - твердо заверил заместитель руководителя государственного комитета Абхазии по курорту и туризму Вячеслав Барциц.

Как рассказали директора санаториев Гагры и Пицунды, к каждой здравнице прикреплено воинское соединение, которое в случае ЧП или агрессии обязано предоставить транспорт и медицинскую помощь.

"Вы напишите, что у нас здесь мир", - просили все без исключения собеседники.