Сергей Соловьев снял фильм о нынешнем поколении, его проблемах и рок-музыке
Есть такое определение - "поколенческие" фильмы. Двухсерийная "Асса", в которой по-юношески властно и дерзко переплелись мелодрама, детектив и рок-музыка, стала именно такой для тех, кто взрослел в 80-е.
Теперь об этом фильме, его создателях, актерах и музыкантах Борис Барабанов написал документальный роман "Асса. Книга перемен". На презентации кинорежиссер Сергей Соловьев рассказал "Российской газете" о том, что скоро выйдет продолжение "Ассы" - уже про нынешнее поколение, его проблемы и рок-музыку.
Тем, кто не застал презентацию первой "Ассы", впору посочувствовать. Ведь о том, как это все происходило, можно было снимать отдельный фильм. 1988 год, начало перестройки. Рок-группы, прежде запрещенные и числящиеся в "черном списке", наконец-то получают возможность выйти на официальную сцену. Без страха, что их там же и арестуют - "за незаконную концертную деятельность". "Аквариум", "Алиса", "Кино", "Бригада С", "Звуки Му" и другие получают право официально издать альбомы. Многие из властителей дум молодежи поколения 80-х предстали в революционном по тем временам фильме Сергея Соловьева "Асса". В главных ролях снялись профессиональные актеры: Станислав Говорухин, Татьяна Друбич, Александр Баширов. Но кому-то из рокеров также достались роли (Сергей "Африка" Бугаев, Виктор Цой и саксофонист "Вежливого отказа" Дмитрий Шумилов, загримированный под "русского негра" Витю). Другие - попали в кадр, чтобы впервые исполнить свои песни с большого экрана ("Аквариум" и другие). От того недельная презентация "Ассы" весной 1988 года превратилась фактически в демонстрацию нового молодежного искусства.
Несколько дней в столичном ДК МЭЛЗ в первом отделении выступали рок-группы ("Кино", "Аквариум", "Алиса" - состав участников ежедневно менялся), в фойе работала выставка молодых и непризнанных художников "Новая живопись 80-х", демонстрировалась альтернативная мода "Прикид на послезавтра"... Уже в конце вечера показывали сам фильм. Зрители потом долго не расходились: обсуждали кино, песни. А потом и сами на улице брали гитары: презентация "Ассы" превратилась в место встречи творческих людей и единомышленников, будущих верных друзей...
О том времени, о создателях фильма и его героях, о рок-музыке и атмосфере жизни тех лет и написан этот увлекательный документальный роман. Со множеством диалогов, интервью, лирических отступлений - своего рода тоже роман-фильм.
- Я прочел эту книгу еще в рукописи. В романе точно передан дух той эпохи и все, что связано с работой над "Ассой", - признался обозревателю "РГ" кинорежиссер Сергей Соловьев. - Про мои фильмы уже писали книги, но вот такой степени живости еще ни одной не было. Я читал так много произведений основательных и скучных. А главное достоинство нынешнего романа в том, что он темпераментный и живой.
Российская газета:Прочтение книги ускорило завершение работы над новой "Ассой"? Меломаны и киноманы ждут этого события уже около двух лет.
Сергей Соловьев: Да, я уже могу пообещать, что премьера состоится в сентябре. В "2-Асса-2" тоже будет много музыки. Я сам ее выбирал - ту, которая мне нравится. А вкусы у меня широкие. Есть любимые произведения в рок-н-ролле. Есть и в классической музыке. Очень уважаю творчество Юрия Башмета и то, что делает Сергей Шнуров. Оба эти столь разные музыканты охотно снялись и у меня - в продолжении "Ассы". Появятся там и герои из первого фильма, например Гребенщиков. Но Борису не будет роли: он исполнит в кадре одну песню. Я сам ее выбрал. Какую? Пока не скажу.
РГ: Первая "Асса" была снята для поколения молодежи 80-х, на кого рассчитано продолжение фильма?
Соловьев: Время идет, и новый фильм будет уже про нынешние дни. Сейчас готовимся к тому, чтобы премьера продолжения "Ассы" получилась столь же масштабной, как было и с первым фильмом 20 лет назад. Хочу, чтобы в концерте сыграли музыканты, снявшиеся в фильме, в частности, Башмет, Шнуров, Гребенщиков. Личности столь разные, что, думаю, вопрос о том, на какое именно поколение рассчитан новый фильм, уже не имеет значения.
Среди тех, с кем зритель встретится и в продолжении "Ассы", актриса Татьяна Друбич. Действие в новом фильме разворачивается спустя 20 лет после того, как ее героиня Алика застрелила богатого любовника Крымова. Девушку осуждают, но в колонии у нее родится дочь от Бананана, которая потом тоже влюбляется в музыканта (его роль исполняет знаменитый альтист и дирижер Юрий Башмет!). Но и сама Алика любит именно его... Словом, как и прежде, Сергей Соловьев лихо закручивает любовно-социальный сюжет, полноправной частью которого являются также музыка и рок-музыканты. И - очаровательная, остроумная, романтичная, но дерзкая и неукротимая героиня Татьяны Друбич...
Российская газета: В продолжении "Ассы" у вас снова трагическая роль.
Татьяна Друбич: А у меня все роли трагические. Получается: какая жизнь, такие и роли.
РГ: Странно, что при таком рокерском окружении на съемочной площадке вы до сих пор не запели.
Друбич: Да я уже почти завыла: фильм снимался долго, три года (съемки останавливались из-за нехватки денег. - Прим. А.А.). Важно ли мне было, что этот фильм - продолжение первого, ставшего культовым? Нет, абсолютно все равно. Я даже полностью не читала сценарий. Для меня гораздо важнее было то, что в "2-Асса-2" со мной снималась и моя дочь, которая родилась на той картине. А к этой уже и сочинила музыку - инструментальные композиции. Анна окончила фортепианное отделение Мюнхенской высшей школы театра и исполнительства, теперь поступила в аспирантуру. Освоила искусство оркестровки, сейчас учится композиции (Анна Друбич давала сольные концерты на престижных музыкальных фестивалях, включая Зальцбургский. - Прим. А.А.). Но, если честно, я была против того, чтобы дочь профессионально увлеклась классической музыкой. Потому что (смеется) я всегда против - хотя бы на всякий случай. Но главное, потому что я - прирожденная битломанка. Эх, если бы могла петь, то давно бы запела. Но, увы... Зато в "2-Асса-2" хорошо поют другие.