Российский союз туриндустрии (РСТ) выступил с предложением ввести запрет на увеличение стоимости авиаперевозок по уже проданным билетам за месяц или хотя бы за 20 дней до даты вылета. Письма с обоснованием этой меры глава союза Сергей Шпилько направил руководителям Роспотребнадзора, Федеральному агентству воздушного транспорта и Федеральной антимонопольной службы.
Напомним, что еще в начале мая российские авиакомпании получили официальные уведомления от администраций топливозаправочных комплексов о повышении цены на топливо на 12 процентов. За прошедшие март и апрель керосин уже подорожал на 20 процентов, а с сентября прошлого года цены выросли на 70 процентов. Продавцы топлива утверждают, что это результат увеличения оптовых цен нефтеперерабатывающими заводами. В свою очередь авиакомпании, недовольные ростом стоимости керосина, потребовали от правительства принять срочные меры, среди которых - обязать госкомпании продавать авиатопливо на бирже.
Печальнее всего то, что за рост цен на топливо в конечном итоге заплатит потребитель. Туроператоры обеспокоены тем, что вслед за очередным повышением стоимости авиационного керосина могут существенно вырасти цены на авиабилеты, и далее по цепочке подорожание непременно коснется стоимости турпутевок. Конечно, согласно Закону "Об основах туристской деятельности в РФ" гражданин имеет право расторгнуть договор о предоставлении турпродукта в связи с нарушением его условий. По словам пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, в этом случае туроператор вернет деньги за тур, но вычтет из этой суммы штраф, который будет наложен на него принимающей стороной. Купить другой адекватный тур на те же сроки, тем более в преддверии летнего сезона, у граждан, как правило, возможности уже нет.
Подорожание авиабилетов ставит в затруднительное положение не только туристов, но и турфирмы. Есть риск, что "освободившийся" тур так и останется непроданным. В некоторых странах, например, на Мальдивах и в Арабских Эмиратах, гостиницы выставляют партнерам денежное наказание в размере 100 процентов даже в тех случаях, когда они меняют фамилии туристов в уже выкупленных номерах.
"Разумеется, мы понимаем, что эта проблема в условиях постоянного роста цен на энергоносители может быть комплексно решена только в рамках взаимоотношений всей цепочки предприятий, добывающих, перерабатывающих нефтепродукты, заправляющих авиационные суда, осуществляющих пассажироперевозки, формирующих и реализующих турпродукт. Но в качестве промежуточной меры, на наш взгляд, целесообразно было бы введение моратория на увеличение конечной цены перевозки авиакомпаниями по уже проданным билетам за месяц или, по крайней мере, за двадцать дней до даты вылета. Это необходимо зафиксировать в Федеральных авиационных правилах или в ином нормативном акте, - говорится в письме президента РСТ. - В любом случае проблема требует срочного рассмотрения и оперативного принятия мер. Иначе эскалация изменений существенных условий договоров о реализации турпродукта неизбежна со всеми вытекающими отсюда последствиями и для туристов, и для турбизнеса".