Известный петербургский кинорежиссер Виталий Мельников только что отметил свое 80-летие. За полвека (без пяти лет) работы на "Ленфильме" он создал более двух десятков картин - "Начальник Чукотки", "Здравствуй и прощай!", "Семь невест ефрейтора Збруева", "Старший сын", "Отпуск в сентябре" ("Утиная охота"), "Женитьба", "Выйти замуж за капитана", "Чича", "Луной был полон сад", "Бедный, бедный Павел".
Российская газета: Виталий Вячеславович, вашим большим дебютом на "Ленфильме" стал "Начальник Чукотки". Но ведь началось все не с него, а с короткометражки "Барбос в гостях у Бобика".
Виталий Мельников: Да, ее иногда показывают по ТВ. И в сборники короткометражек включают. У меня дома есть старая копия, еще на пленке. Все на съемках этой картинки выглядело пародией на серьезный кинопроцесс. Когда на "Ленфильме" вывешивался еженедельный график работ, то частенько висел он рядом с графиком работ по картине Козинцева "Гамлет". На одном листочке значилось: "Натура. Постройка декорации "Замок Эльсинор". На соседнем было написано: "Натура. Постройка декорации "Конура Барбоса". Ленфильмовцы, встречая меня в коридорах, лукаво улыбались. А главный художник Исаак Каплан хохотал: "Вот увидишь, это полотно войдет в историю "Ленфильма"!" О кинопробах сообщили по радио. И перед киностудией выстроилась гигантская очередь из граждан с овчарками, болонками, борзыми и прочая. Все расхваливали своих питомцев. Кто-то даже предлагал взятку за то, чтобы его пса взяли на роль, а одна старушка утверждала, что ее болонка пережила блокаду и потому у нее особые права... Нашему творческому процессу иногда мешал Смоктуновский, который безвылазно находился в единственной репетиционной комнате, отрабатывая фехтовальные приемы для своего Гамлета. Картину про Барбоса и Бобика редактировали серьезно, как положено. Нас обвинили в "пропаганде социальной розни": "В сценарии настойчиво проводится мысль о социальном неравенстве. Одна собака, видите ли, купается в роскоши, а другая живет в конуре! Что вы этим хотите сказать?" Но на худсовете нас защитил Козинцев, сказал, что в фильме есть не только дрессура, но и режиссура.
РГ: Каждую неделю обязательно найдешь в телевизионной сетке 2-3 ваших фильма. Разве что "Уникум" обойден вниманием.
Мельников: Я бы и не настаивал на том, чтобы его часто показывали. Фильм некогда снимался с большим трудом, его постоянно "редактировали", даже название без конца меняли, думая таким образом размазать суть картины и сам ее жанр, сделать его невнятным. Приходилось многое выбрасывать. Снять удачную комедию при таком редакторском прессе - дело почти невозможное, хотя в "Уникуме" снималось много замечательных артистов: Богатырев, Смоктуновский, Леонов, Брондуков... Смысл фильма был в том, что главный герой видит сны и транслирует их окружающим. Чтобы эти сны получились убедительными, эффектными, нужны были новые технологические подходы, а стало быть, и большие деньги. Но денег не давали. А жаль. Эта картина могла быть значительно лучше - в разы.
РГ: Сегодня появляются ремейки популярных некогда фильмов. У вас не было желания снять, скажем, "Начальник Чукотки-2" или "Мама вышла замуж. Продолжение"?
Мельников: По "Начальнику Чукотки" было столько предложений от продюсеров - и до сих пор! Но Кононова не вернешь. И как вернуть время? На мой взгляд, все-таки ремейки - это дело бесплодное.
РГ: Знаю, что вы задумали новое кино.
Мельников: Сценарий я уже написал. Это будет история отношений Антона Чехова и питерской писательницы Лидии Авиловой. История драматическая, даже трагическая. Их роман продолжался несколько лет. У Авиловой были дети, муж - человек порядочный, любящий и прощающий. Мучались все, влюбленных тянуло друг к другу, они жили редкими встречами. В основе моего сценария - воспоминания самой Авиловой, Ивана Бунина и переписка Чехова.
РГ: Уже известно, кто из актеров будет сниматься?
Мельников: Нет, речь пока идет о финансировании.
РГ: Надолго затянулась история с вашей трилогией "Империя. Начало". Какова ее судьба?
Мельников: Моя работа сделана давно. Я отредактировал, смонтировал и объединил в сериал три своих фильма "Царская охота", "Царевич Алексей", "Бедный, бедный Павел". Это шесть серий на одну тему - становление российской государственности. Когда-то я вынужден был снимать эти фильмы как отдельные, самостоятельные истории, хотя изначально они были задуманы как единая трилогия. Картины снимались в разные годы и были "связаны" большим количеством правообладателей, которые вкладывали в них деньги в непростое для кино время. Недавно завершены, наконец, юридические формальности, права освободились. Фильм куплен и, наверное, скоро выйдет. Получилось, что я занимался этой картиной 13 лет.
РГ: Вам 80, вы работаете. Мало кто в этом возрасте снимает кино.
Мельников: Видимо, кино - такая "зараза", что от него никуда не деться.