Может ли столица избавиться от нелегалов и в то же время не потерять рабочей силы, в которой так нуждается? Оказывается, вполне.
К такому выводу пришли в комитете межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, в недрах которого был разработан проект оргнабора кадров для российской столицы из стран ближнего зарубежья. С его подробностями корреспондента "РГ" познакомил председатель комитета Алексей Александров.
Российская газета: Алексей Олегович! Выходит, штрафы, с помощью которых российское законодательство до сих пор пыталось загнать миграцию в легальное русло, сначала наказывая рублем самих нелегалов, а теперь и работодателей, оказались бессильны?
Алексей Александров: Я бы так не сказал. Процесс легализации идет, и достаточно активно. Если в прошлом году, по оценке Федеральной миграционной службы, было 9-10 нелегалов на одного иностранца, приехавшего на работу в Москву законным образом, то в этом - 3. Беда в том, что вилка, которая беспокоит правительство Москвы, все равно не исчезает. Я имею в виду разницу между гражданами иностранных государств, въехавшими в российскую столицу с целью устройства на работу и действительно устроившимися, которая остается громадной. На миграционный учет было поставлено 1 700 000 человек, разрешения на работу получили 640 000, но официально трудоустроились лишь 207 тысяч мигрантов. Вновь и вновь задаемся вопросом: где остальные почти 400 тысяч? Судя по всему, у этих людей, оставшихся за бортом учета, было три пути. Вернуться домой, устроиться на работу нелегально и затеряться на просторах Подмосковья, на дачах москвичей или податься в криминал... Для Москвы, нуждающейся в законной рабочей силе, не подходит ни один из этих вариантов, несмотря на то, что дефицит кадров все-таки уменьшился: если в начале прошлого года в городском банке данных было 240 тысяч свободных вакансий, то к концу их стало на 100 тысяч меньше.
РГ: Где же выход?
Александров: Правительство Москвы запустило пилотный проект, цель которого не довольствоваться теми, кто приезжает к нам без учета реальных потребностей города, а самим набирать специалистов, в которых нуждается московское хозяйство. Причем делать это прямо в республиках. Для начала - в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане. Именно там буквально на днях побывала московская делегация во главе с моим замом Евгением Чернецовым.
РГ: И каков же результат поездки?
Александров: К 1 июня из этих трех республик приедет по тысяче рабочих. Разница между ними и их земляками, которые пускаются в самостоятельное плавание с целью устроиться на работу в Москве, громадная. Она состоит в том, что, еще садясь в московский поезд, каждый из едущих по оргнабору точно знает, где будет работать.
РГ: И где же?
Александров: Пока в основном на предприятиях столичного стройкомплекса. Причем лишь на тех, где способны обеспечить гарантированную зарплату приехавшим работникам, нормальные условия проживания и социальный пакет. Словом, чтобы эти люди чувствовали себя нужными работниками, а не рабами, как часто бывает. Сделать для нас правильный выбор было чрезвычайно важно, так как едут эти люди в Москву под гарантии правительства столицы.
РГ: А власть может поручиться за работодателя? Чиновникам он пообещал одно, а на деле все может выглядеть иначе. К каждому гастарбайтеру контролера не приставишь....
Александров: Поэтому, прежде чем предлагать вакансии иностранцам, представители нашего комитета сами объехали все предприятия, заинтересованные в иностранной рабочей силе. Выбор остановили на тех, кто готов сразу взять по нескольку сотен рабочих. Таких, как производственное объединение "Теплотехника", ЗАО "Мосстройинвест", и других. Именно они смогли гарантировать правительству Москвы то, что приехавшие работники будут жить во временных административно-бытовых городках, где спать будут не на нарах, а, как в нормальной гостинице, - со столовой, регулярной сменой белья, сушилкой для рабочей одежды и охраной, способной обеспечить безопасность людей и их имущества. Причем самим постояльцам это должно обходиться не более 100 рублей в сутки. Если же работник хочет привезти с собой в Москву семью - тоже не проблема. В этом случае ему выделят не койко-место или комнату, а целый блок - квартиру в том же городке, но уже чуть подороже.
РГ: Звучит как сказка...
Александров: И тем не менее работодатель обязан все это обеспечить. В договоре, который он будет обязан заключить с каждым из работников, есть еще один очень важный пункт, касающийся достойного уровня оплаты труда иностранным работникам, а также предоставления всего социального пакета. В частности, прежде всего медицинского обслуживания. То есть иметь соглашение с поликлиникой, которая в случае необходимости обеспечит рабочим необходимую помощь, тоже обязанность работодателя. Все это правительство Москвы гарантирует правительству республики, в которой осуществляет набор кадров.
РГ: А подумали ли московские власти над тем, как остановить поток мигрантов, носителей опасных инфекций вроде гепатита, сифилиса, туберкулеза, СПИДа и других, на долю которых сейчас приходится до 15 процентов приезжающих?
Александров: С этой целью первичный медицинский осмотр претендентов на работу в российской столице будет производиться на месте, в республиках. Это выгоднее и самим рабочим. Многим из них деньги на поездку в Москву собирают все родственники, отдавая порой последнее. И каким же ударом для них оказывается, если их посланец уже в Москве вдруг узнает, что он тяжело болен и по российским законам его обязаны выслать обратно.
РГ: Но ведь справку о здоровье там могут просто купить!
Александров: В Москве приехавшего ожидает повторный медицинский осмотр в аккредитованном правительством города лечебном учреждении, где имеется необходимое оборудование для взятия и проведения всех необходимых анализов.
РГ: Кто будет заниматься этими людьми в российской столице, их распределением по предприятиям, тем же медицинским освидетельствованием?
Александров: Для этого создается единое миграционное окно.
РГ: А какой интерес правительствам республик работать на Москву и поставлять нам свои кадры?
Александров: Когда их граждане, ничем не защищенные, работающие в Москве, вдруг попадают во всякие непредвиденные ситуации, властям республик в лице посольств все равно приходится заниматься их судьбой. Целенаправленная работа по отбору кадров сможет, я уверен в этом, существенно уменьшить потребность в таком экстренном вмешательстве. Сейчас это важно вдвойне, так как поток мигрантов, которые поедут на поиски работы за границу, наверняка еще возрастет. В республиках и прежде-то царила безработица. Средняя зарплата чаще всего не превышает 20 долларов. Представляете, какие это гроши для многодетной семьи, традиционной в Средней Азии! А к тому же минувшей зимой там были жуткие морозы, каких не было в течение последних 80 лет. Виноград, абрикосовые деревья - все вымерзло. Следовательно, семьям, которые кормились от натурального хозяйства, выжить будет еще сложнее. И нуждающихся в работе будет еще больше.
Но, чтобы отправлять в Москву не чернорабочих, а специалистов сварщиков, бетонщиков, плотников и так далее, местные власти сейчас у себя на месте разворачивают профподготовку будущих гастарбайтеров на базе бывших ПТУ и на вновь создаваемых курсах переподготовки.
Главная же цель пилотного проекта по оргнабору кадров в ближнем зарубежье состоит в том, что правительство Москвы намерено добиться, чтобы эти люди, отработав у нас и заработав средства к существованию, уехали из Москвы с уважением и благодарностью к России, а не униженными и оскорбленными.
РГ: Как долго этот проект будет оставаться пилотным?
Александров: До 1 июля. К этому времени появятся первые результаты и, следовательно, возможность у правительства города закрепить какие-то нормы в своих актах, а при необходимости что-то изменить. Но лично я не сомневаюсь, что в любом случае эта работа окажется взаимно полезной для обеих сторон. А потому, не откладывая дела в долгий ящик, в ближайшее время мы начнем набор четвертой тысячи - рабочих еще и из Армении.