На изготовление своих уникальных работ барнаульский скульптор Владимир Войчишин использовал 55 килограммов серебра и больше килограмма золота.
В целях безопасности до самого последнего времени скульптор держал свои произведения в тайне, наотрез отказываясь где-либо выставляться и общаться со СМИ, сделав исключение только для журналистов "РГ".
У Войчишина богатая творческая биография: почти 10 лет он прожил за границей, его работы выставлялись в галереях Нью-Йорка, Лондона, Канады. Некоторое время он провел в Африке, учился секретам работы с эбонитом ("черным деревом") у кенийских народных мастеров. Его скульптуры есть в домашних коллекциях знаменитого актера Хью Гранта, певицы Селин Дион. Вернувшись в Барнаул, он на долгих три года засел в своей мастерской, работая над совершенно уникальным для художественной России проектом: Войчишин создал одиннадцать больших скульптур, изготовленных из... драгоценных металлов и инкрустированных бриллиантами. Таким работам, в самом прямом смысле, цены нет.
Сам себя Войчишин считает сюрреалистом. И действительно, его работы поражают ирреальной, нездешней фантазией, особенно удивительно воспринимающейся на фоне традиционного провинциального искусства.
- Перед нами по-настоящему интересный, оригинальный художник, со своим, неповторимым видением мира, - говорит искусствовед Наталья Царева. - По технике исполнения - это станковая скульптура, выполненная с тщательной детализацией, с большим мастерством и талантом. Он великолепно владеет материалом, но, я думаю, если бы он создал свои работы в бронзе или мраморе, они бы не потеряли своей художественной ценности. Здесь важны сама по себе идея, уровень ее воплощения, талант художника. Другое дело, что известные ювелиры могут оценить виртуозность Войчишина еще и как мастера, сумевшего на таком высоком техничном уровне "приручить" золото, платину и серебро.
Каждая работа Войчишина - это отдельный рассказ, философский, многосмысловой сюжет. Например, скульптурная группа "Арт-метроном для двух художников" посвящена Сальвадору Дали и другому несостоявшемуся художнику... Адольфу Гитлеру. Как известно, жестокий диктатор и военный преступник в молодости активно занимался живописью, даже имел некоторый успех. Но увлекся политикой и вместо гармонии, первоначально предначертанной ему судьбой, принес в мир хаос и разрушение.
Войчишин, впитав за границей достижения западной культуры, умело использует находки поп-арта, постмодернизма,а иногда и откровенного кича. Таковы распятый на золотых и платиновых дисках Джон Леннон, серебряный топор с символикой байкеров и эмблемами "Харлея Дэвидсона". "Уимбилдон" стал в интерпретации Войчишина ярмаркой тщеславия, где теннисисты давно уже превратились в торговые марки и бренды. Или серебряный Эйнштейн, высунувший инкрустированный драгоценными камнями с часовыми стрелками язык, как на знаменитой фотографии. А в работе "Русский Оскар" (пузатый, лысоватый дядька в тунике с протянутой рукой и с косой смерти, унесшей жизни многих талантливых актеров и режиссеров) Войчишин воплотил свое ироничное понимание проблем отечественного кинематографа.
- Я не считаю это коммерческим искусством или кичем, - продолжает искусствовед Царева. - Это самое настоящее актуальное искусство, очень современное по темам и способу воплощения, рассчитанное на интеллектуального, подготовленного зрителя. Войчишин не кривил душой и не подстраивался под вкусы толпы, когда работал над своими скульптурами. Он делал то, что хотел, воплощал свои, довольно сложные идеи. И если его творчество станет популярным и востребованным, найдет поклонников, почитателей и покупателей, то значит, ему повезло. Мы знаем из истории искусств, что часто все бывает совершенно по-другому.
Сейчас выставка оригинальных работ скульптора Войчишина готовится к показу в Москве, затем экспозиция отправится в Канаду.