Правительство Свердловской области приступило к расчетам денежных компенсаций населению за отмену льготного проезда на общественном транспорте.
Напомним, Средний Урал - один из четырех регионов России, где с вступлением в силу в 2005 году Федерального закона о монетизации льгот ветераны и инвалиды сохранили право на бесплатный проезд. Однако и далее оставлять льготы в натуральном виде не позволяет закон: он обязывает провести стопроцентную монетизацию к началу 2009 года.
Вот почему региональные власти прорабатывают механизм перевода транспортных льгот в рубли.
Обсуждается несколько вариантов, среди которых и смешанный: он позволяет льготнику выбирать между единым социальным проездным стоимостью 225 рублей и денежной компенсацией в том же размере. Окончательное решение, по словам областного премьера Виктора Кокшарова, будет принято после проведения детальных расчетов.
Действовать по принципу "семь раз отмерь - один отрежь" областное руководство обязывает опыт регионов, где отмена транспортных льгот оборачивалась акциями протеста ветеранов. Свежий пример - недавний митинг челябинских пенсионеров, не согласных с размером денежной компенсации в 200 рублей.
По подсчетам члена общественной палаты Екатеринбурга, директора Института экономики УрО РАН Александра Татаркина, стоимость проездного в областном центре втрое больше предлагаемой денежной компенсации.
- Монетизация транспортных льгот - в перечне приоритетных вопросов местных законодателей, - заявил "РГ" спикер облдумы Николай Воронин. - Голосовать будем за решение, приемлемое и для граждан, и для перевозчиков. На отмене бесплатного проезда с первого июля настаивает федеральный минфин. По моему убеждению, этим летом переход на денежную компенсацию можно осуществить лишь в порядке эксперимента.
Стоит отметить, что в Свердловской области правом бесплатного проезда на городском и междугородном общественном транспорте пользуются 421 тысяча федеральных и 474 тысячи региональных льготников. На обеспечение льгот в областном бюджете 2008 года предусмотрено более полутора миллиардов рублей. Еще 800 миллионов отпущено на предполагаемую с первого июля монетизацию. 62 миллиона рублей на эти цели в виде трансфертов предоставляет федеральный бюджет. Однако на полную компенсацию льгот этих денег может не хватить.
- Сейчас государство возмещает транспортным предприятиям лишь 15 процентов от стоимости перевозки льготников. В итоге городской транспорт не может дальше развиваться, - утверждает депутат областной Думы Ринат Садриев.
На рост убытков изза льготных перевозок неоднократно жаловались и сами транспортники. Перевозчики отмечают, что при переходе к монетизации нужно ориентироваться на положительный опыт других регионов. Удачным примером могут служить Саратовская область и ряд других территорий, где размер денежной компенсации составляет 150 или 200 рублей при стоимости социального билета 50 рублей. Там за каждый реализованный проездной транспортники получают 150 рублей дотации.
Евгений Рогоза, Председатель Челябинского регионального отделения партии "Справедливая Россия":
- Одна из главных причин массовых выступлений льготников Челябинска 24 апреля заключается в том, что власти не смогли организовать эффективный контроль использования администрацией города средств областного бюджета, выделяемых на льготный проезд. Мы хорошо знаем, как иногда реализуются нашими чиновниками даже самые благие начинания, поэтому необходимо жестко контролировать использование муниципалитетами средств, направляемых на компенсации транспортных льгот. Слишком часто местные чиновники воспринимают город как собственную корпорацию, направляют бюджетные средства на коммерческие проекты, а потом выставляют себя перед горожанами "благодетелями" за счет областного бюджета. Мы ставим перед всеми отделениями партии "Справедливая Россия" в Челябинской области задачу ежедневно реагировать на то, как местные власти реализуют новый этап монетизации льгот. Недопустимо, когда пожилые люди используются местными политиками в борьбе за власть, а именно это и произошло в Челябинске.