Новости

08.05.2008 02:00
Рубрика: Экономика

Подстели соломку

Страховой полис в турпоездке - очень полезная услуга

Отправляясь в путешествие, обычно никто не предполагает, что в поездке с ними может что-нибудь произойти, и часто воспринимает страховку как навязываемую бесполезную услугу. И совершенно напрасно.

При довольно невысокой стоимости страховой полис может уберечь вас и ваших близких от серьезных проблем и расходов.

Первый полис, который предложат приобрести, - это страховка от невыезда. Приобретать ее надо в том случае, если вы покупаете тур заранее и какие-то обстоятельства теоретически могут измениться (болезнь, перенос отпуска и т. п.). Еще один случай - когда для поездки нужна виза. Ни одна уважающая себя турфирма не даст 100-процентную гарантию получения визы. Право решать, впустить вас в страну или нет, принадлежит только посольству этой страны.

Очень часто туры заказываются таким образом, что у фирмы нет времени на то, чтобы дождаться решения посольства и только потом заниматься бронированием билетов и гостиницы, поэтому она все делает одновременно. И к моменту, когда выясняется, что визу туристу не дали, компания уже оплатила ваше путешествие и сможет вернуть лишь небольшую часть денег. В этих случаях выручить может только страховка.

Кстати, если вы собираетесь лететь семьей или компанией, обратите внимание на то, чтобы оформлялся групповой полис и неполучение визы одним из участников группы было основанием для возврата денег всей группе. Иначе деньги будут возвращены только тому туристу, которому визу не дали, а все его родственники (друзья) либо должны будут лететь на отдых без него, либо потеряют свои деньги.

Не менее важная страховка - медицинская. Полис медицинского страхования обычно автоматически включается в стоимость тура. Стандартный медицинский полис защитит вас от неприятностей со здоровьем во время поездки. В случае необходимости вас отправят в больницу, оплатят лекарства и работу врачей и бесплатно доставят на Родину. То есть стандартный медицинский полис рассчитан только на оказание экстренной медицинской помощи. Если же вам известно о наличии каких-либо заболеваний, которые могут обостриться на отдыхе (например, гипертония в жарком климате), либо вы планируете активный отдых (горные лыжи, рафтинг, дайвинг и т. п.), то необходимо оговорить это в страховом договоре и приобрести страховку, которая будет покрывать расходы, связанные с возможными травмами. Стоимость такой страховки выше, но и сумма покрываемых медицинских и иных расходов тоже существенно выше.

В путешествии могут произойти и другие происшествия. В частности, вашему имуществу может быть причинен ущерб (потеря багажа, кража и т. п.). Существует страхование от ущерба. Такой полис защищает от гибели и повреждения имущества в результате действий злоумышленников, стихийного бедствия, пожара, взрыва, ДТП.

И, наконец, последнее. Если вы планируете путешествовать на автомобиле, то во многие страны Европы вас просто не пустят без специального страхового полиса. Это что-то вроде нашего страхования гражданской ответственности, только действующее на территории других стран. Такой полис защитит от расходов, связанных с причинением вреда другим лицам в результате ДТП.

Важно

Внимательно отнеситесь к покупаемой вместе с путевкой страховке. В ней должно быть прописано, что страховая компания покрывает все риски, которые могут возникнуть в отношении жизни и здоровья страхуемого. Очень часто россиянам предлагается "ущербная страховка", которая предполагает, что страховым риском будет только то, что записано в программу тура. При этом автобусные экскурсии не числятся среди пунктов программы. Если компания не хочет предоставлять полноценную страховку, ее лучше не покупать.

Звезда туриста

Ежегодно миллионы россиян отправляются за пределы нашей страны, ища оптимальное соотношение цены и качества туристического сервиса.

Система идентификации уровня сервиса в отеле устанавливается в большинстве туристских стран мира. Однако градация отелей может быть как добровольной, так и обязательной в зависимости от страны. Также отличаются и требования к отелям той или иной звездности в зависимости от страны. Соответственно уровень сервиса в трех звездах по миру может сильно отличаться, и переносить свой личный опыт пребывания в одной стране в отеле той же категории на аналогичный отель в другой стране бессмысленно.

Ориентироваться лучше не на количество звезд, а на описание перечня услуг, доступных в гостинице, которое содержится на сайте гостиницы (отсутствие сайта является плохим признаком), или в каталоге, или сайте туроператора. Не лишним будет прочитать и отзывы туристов относительно соответствия декларируемых услуг действительности. Перечень доступных в гостинице услуг, размещенный публично, и будет регламентировать ваши дальнейшие права.

Наиболее существенные лично для вас позиции в описании гостиницы (например, местность, диетическое питание, близость пляжа, этаж, наличие "детского клуба", спортивной инфраструктуры и др.) лучше отразить в договоре при покупке тура. Это необходимо сделать потому, что законодательство в сфере туризма в нашей стране довольно либерально относится к смене туроператором согласованного в договоре отеля на "аналогичный" по категории. При этом сопоставимость сервиса будет оцениваться именно по "звездам" гостиницы, а звездность бывает разная. Отличается и сервис даже в разных регионах одной страны.

Если в договоре есть особые требования, то в случае замены на отель той же категории вы сможете получить компенсацию за невыполнение оговоренных условий договора. В противном случае односторонняя замена отеля по российскому законодательству не является нарушением прав потребителей.

Пострадавшим

в Египте

Международная конфедерация обществ потребителей готова оказать юридическую и экспертную помощь пострадавшим туристам и их семьям. Звоните в "РГ" по телефону обратной связи (499) 257-53-80, мы соединим вас с юристами КонфОП.

Судебная тяжба гарантирована

К сожалению, заявления представителей туриндустрии о том, что институт финансовых гарантий позволит защитить туристов от недобросовестных туроператоров, так и остались пока лишь заявлениями.

Сложность процедуры доказательства наступления страхового случая, включающая судебное разбирательство (которое может занять до 2 лет), привела к тому, что выплаты пострадавшим являются единичными по сравнению с числом нарушений прав туристов.

Более эффективным было бы делегировать отраслевым союзам туроператоров создание собственного резервного фонда для выплат пострадавшим туристам в досудебном порядке.

Чартер в законе

Многие пассажиры думают, что чартер - это рейс, который может вылететь или не вылететь, а расписание не является юридически значимым фактом. Это заблуждение.

Авиакомпания несет ответственность за задержку рейса и должна возместить убытки, связанные с несоблюдением принятых на себя обязательств. Подлежит компенсации и моральный вред в случае причинения вреда здоровью.

Но при этом никакой ответственности компания не несет, если рейс не задерживается, а просто меняется на более поздний или более ранний. По этой схеме туркомпании "крадут" у туристов до двух оплаченных дней отдыха (вылет туда переносится на поздний вечер, а обратно - на раннее утро). Чтобы этого не произошло, надо в договоре указать, что время вылета является для вас существенным условием договора и не может быть изменено без вашего согласия.

Экономика Страхование Экономика Туризм