На Кубани намереваются организовать этнографическую деревню староверов

Чтобы привлечь туристов на Азовское побережье, местные власти намереваются организовать первую в Краснодарском крае этнографическую деревню староверов.

По задумке, в качестве живых экспонатов туристического объекта должны выступить жители двух здешних хуторов. Жизнь в игрушечной деревне должна проистекать самая настоящая: с повседневным бытом, заботами и, естественно, с традиционными религиозными отправлениями. Вербовать желающих жить напоказ еще не начали, однако среди старообрядцев уже пошли слухи: тех, кто согласится, ждет едва ли не отлучение от церкви. За подробностями корреспонденты "РГ" отправились в приазовские лиманы.

Липоване

Найти с помощью дорожных указателей поселок Новопокровский не так уж и просто, хотя таких хуторов в плавневой зоне Приморско-Ахтарского района - раз-два и обчелся: кругом вода, болото, тростниковые дебри. Рай для рыболовов и ад для селян - скотину пасти негде, из кормов в изобилии только камыш.

Испокон веку в этих краях жили разве что по особой необходимости или по разнарядке. Тем более удивительной выглядит история почти вековой давности, которая началась после Октябрьской революции и Гражданской войны. В то время, когда в стране поднимались первые волны эмиграции, навстречу им пошел вдруг и обратный процесс: на землю предков из Румынии, Болгарии и Турции пожелали вернуться несколько сотен старообрядцев-липован, которые еще во времена императрицы Екатерины II, спасаясь от репрессий и истребления, бежали из России.

Большевики точно так же, как некогда турецкий султан, постарались подыскать религиозной общине как можно менее приспособленные для жизни земли. Поначалу липован вообще хотели отправить в глухие районы Сибири, но затем указали болотистое место на Азовском побережье, решив, что лучше пусть эти не вполне идеологически благонадежные граждане Советской республики будут под пущим присмотром...

Поворот налево, затем направо - и трасса Краснодар - Приморско-Ахтарск остается в стороне. Теперь только прямо, ориентируясь на золоченые купола высокой церкви, видные издалека. Это и есть место притяжения приверженцев старообрядческой веры со всего Северного Кавказа, их духовный "райцентр", церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Во время каждого большого религиозного праздника население хутора Новопокровского увеличивается в три, а то и в четыре раза за счет паломников и родственников хуторян.

Вот и в канун Пасхи на узких хуторских улочках полно праздной публики. Однако все местные жители вовсю вкалывают в огородах, ремонтируют дома. Нужно успеть сделать как можно больше - работать в большой праздник греховно.

Новопрокровский даже визуально делится на две части - одну, где дома добротнее и побольше, и другую, где виды типичные для любой глухой станицы: старенькие хаты-мазанки, деревянные заборчики, увитые виноградом и хмелем. В новых домах живут в основном и новые переселенцы. С распадом Союза в эти края устремились мигранты. Но, в отличие от своих предшественников, многие на момент вынужденного "исхода" не были никакими старообрядцами и даже обычными верующими. Ехали к родственникам, а кто-то прельстился возможностью задешево даже по тем временам обзавестись жильем.

Пенсионер Тихон Чебанов - один из последних переселенцев. Правда, в отличие от многих своих соседей, он потомственный старовер. Его предки еще в XIX веке осели в Колхиде. У самого Тихона был дом в Поти, на берегу Черного моря, с садом и приусадебным участком. Все пришлось бросить.

- Терроризировали нас сильно, - сетует Чебанов. - Не власти, нет! В основном хулиганье. Молодежь сбивалась в банды, доставала где-то оружие. С наступлением темноты на улицу лучше было не выходить - пристрелить могли. Сыновей-дочерей кое-как отправили в Россию, и сами потом с женой оттуда дернули.

Сегодня Тихона Чебанова практически не отличить от коренных новопокровцев: такая же фирменная борода, какую положено носить всем мужчинам-староверам, такой же едва уловимый кубанский говор. Таких, как он, вынужденных переселенцев с юга, - уже практически каждый третий житель хутора. Их здесь в шутку называют "гамсахурдистами", намекая на грузинское происхождение многих беженцев.

Раздельное питание

В Новопрокровском проживает чуть более 1500 человек. Их них почти 900 имеют официальный статус безработных. Единственный здешний работодатель - крестьянско-фермерское хозяйство, выросшее на руинах давно почившего колхоза имени Ленина, нуждается в лучшем случае в 20 - 30 рабочих руках, да и то в основном в сезон. Для всех остальных есть альтернатива: либо каждый день ездить на работу за 30 километров в Приморско-Ахтарск, либо засучивать рукава и заниматься выращиванием картошки и откормом телят. Большинство предпочитает второе.

Глава поселения Георгий Годына сначала не верил глазам, когда изучал статистические выкладки: в прошлом году на каждого жителя поселка, включая глубоких стариков и грудных младенцев, было произведено по тонне молока. Держатели личных подсобных хозяйств смогли заработать три с половиной миллиона рублей. Так что новопрокровцев, несмотря на повальную безработицу, теперь смело можно именовать миллионерами.

- Для нас краевая программа субсидирования личных подсобных хозяйств как половинка спасательного круга, - говорит Годына. - Другая половинка - газификация. Слава богу, подтянули к поселку трубу. Теперь бы еще транспорт наладить, и жить здесь можно будет не хуже, чем в городе.

Глава, пожалуй, единственный в хуторе прагматик: готов часами рассуждать об ЛПХ, садоводстве, субсидиях, плохих дорогах и газификации. Такое впечатление, что никого здесь больше все эти мирские дела особенно не заботят. На велосипед (основной местный вид транспорта) - и в церковь. "Так Страстная неделя же! Какая там газификация, когда нужно усердно молиться!" - примерно так отвечают хуторяне на недоуменные вопросы главы.

Недоумение понятно: глава - человек сугубо мирской и к тому же не местный. Каждый день приезжает сюда на работу. Кстати, не старообрядец, а православный. Возможно, еще и поэтому пользуется у местных староверов большим авторитетом: сами-то они уже несколько лет как раскололись на две общины, разойдясь во мнениях относительно соблюдения канонов. Казалось бы, не такие уж значительные частности (например, вышел спор, как нужно правильно читать священные книги), тем не менее дошло до того, что группа прихожан церкви Покрова Пресвятой Богородицы со скандалом отказалась посещать богослужения и организовала свою церковь с таким же точно именем.

Раскольники выкупили дом на окраине и с тех пор ходят молиться только туда. Они почти не поддерживают контактов с "консерваторами", как, впрочем, и с местными православными. Таковых в селе - человек семь-восемь. Практически все из числа недавно переселившихся. Православная церковь представлена крохотным приходом, тоже приютившимся на окраине. Постоянного настоятеля здесь нет, и открывают церквушку только по большим религиозным праздникам.

Если где и пересекаются представители трех верующих общин, то в местной школе. Она сама по себе достопримечательность. Ведь где еще увидишь в школьной столовой стразу два меню - постное и обычное? Даже кормят детвору в два захода. Сначала желающих соблюдать пост, затем, чтобы не оскорблять религиозные чувства первых, приглашают к столу тех учеников, кому поститься противопоказано по медицинским соображениям или чьи родители против аскезы своих детей.

Директор школы Ирина Лымарь (сама тоже не местная) вспоминает, как поначалу в учебном заведении пытались бороться с прогулами во время церковных праздников. Что только не делали - по домам ходили, родителей в школу вызывали. Все без толку. Едва забьют колокола, возвещая о знаковом для верующих событии, детей из классов как ветром сдувает. Пришлось махнуть рукой на утвержденный регламент и как-то корректировать учебную программу, смещать каникулы.

Саду цвесть

При школе есть крохотный музей, в котором школьники собрали кое-какой этнографический материал. Здесь можно увидеть "прядилку", которую в 20-х годах прошлого века привезли из Турции первые переселенцы, всякую утварь, которой пользовались старообрядцы, фотографии. Возможно, именно благодаря этой нехитрой экспозиции и родилась в районной администрации идея организовать в окрестностях Новопокровского экскурсионный объект - этнографическую деревню или хотя бы отдельное подворье, где постоянно будет проживать одна, а лучше несколько семей.

- Такие познавательные деревни есть во многих странах мира, и они пользуются большой популярностью у туристов, - утверждает начальник отдела экономики администрации Приморско-Ахтарского района Ирина Нестерович. - Концепция этнодеревни староверов пока прорабатывается, но определенно это будет агротуристический комплекс, где можно будет знакомиться с жизнью на селе, с традиционным хозяйством. Не исключено, что в этой деревне на постоянной основе будут проживать местные жители.

В самом Новопокровском с опаской относятся ко всем этим планам. Во всяком случае, еще ни один человек не пожелал стать живым экспонатом даже за приличную зарплату. Здесь и редких залетных журналистов с их назойливыми фотокамерами считают чуть ли не посланцами темных сил. С другой стороны, жители задаются вопросом: а что туристам показывать-то? Какую такую экзотику? Быт в селе уже почти ничем не отличается от того, что можно увидеть в обычной кубанской станице. Это раньше телевизоры и прочую бытовую технику здесь считали бесовским порождением, а теперь во многих домах есть даже компьютеры. В традиционной одежде тоже никто не ходит постоянно - надевается она только для похода в церковь... Огород, коровы, поросята? Так это на Кубани можно наблюдать повсеместно.

- Зачем нас показывать, ради праздного любопытства? - спрашивает коренной новопокровец, местный хранитель старообрядческих традиций и запевала в церковном хоре Федор Кубанцов.

Старожил опасается, что с началом туристического паломничества (если оно, конечно, вообще будет) старообрядцы окончательно потеряют культурную самобытность, научатся жить напоказ и за деньги, как где-нибудь в Африке.

А пока суд да дело, староверы Новопокровского нашли себе новое занятие по душе: закладывают вокруг села фруктовые сады, как это делали их предки, бежавшие на турецкую землю, - надеются обзавестись еще одним источником доходов. Не в ущерб традициям.