Немецкая компания готова создать в Тамбовской области уникальный индустриальный парк. Но в осуществлении проекта инвестора могут остановить плохие дороги и зловоние прудов-отстойников.
Дурно пахнущий вопрос
Возможности сотрудничества с немецкой управляющей компанией "Хехст" рассматривались в Тамбове в ходе встречи ее представителей с руководством региона. Самым значимым проектом потенциального партнера считается "Индустриальный парк Хехст", расположенный в долине Рейна и объединяющий несколько десятков крупных и мелких химических предприятий с общим объемом вложений 2,7 миллиарда евро. Нечто подобное по структуре немцы намерены создать и в Тамбовской области. В индустриальный парк, по предварительной договоренности, войдут химическое предприятие "Пигмент" и производства, которые будут созданы на промышленных площадках городов Уварово и Котовск.
Интерес немцев к "Пигменту" понятен. Успешное многоотраслевое предприятие, выпускающее востребованную на мировом рынке продукцию, крупнейший тамбовский налогоплательщик. Но вряд ли в Европе найдется другое химическое предприятие, где пруды-отстойники, куда сливаются отходы первого и второго класса опасности, расположены в городской черте, а проблема их утилизации решается годами, но так и не решена. На "Пигменте" давно не работают с фосгеном, закрыты наиболее вредные цеха, прекратили работать с фенолом малые предприятия. Но насыщенность воды злополучным фенолом, за десятилетия накопленного в прудах, такова, что в жаркую погоду "дурно пахнущий вопрос" вновь становится предметом особого обсуждения в администрации области. Снизить концентрацию вредного вещества, по словам тамбовского вице-губернатора Александра Сазонова, можно будет "только после сложной процедуры промывки и очистки прудов, которую запланировано провести в этом году".
Долгоиграющая проблема с прудами-отстойниками немцев удивила, но не отпугнула. Во-первых, она вполне решаема. Во всяком случае, чистота Рейна, некогда считавшегося чуть ли не сточной канавой Западной Европы, сегодня не вызывает вопросов даже у "Гринписа". Во-вторых, столь терпимое отношение тамбовских властей к опасному соседству, похоже, даже вдохновило потенциальных инвесторов. Возможно, будет проще пройти экологический контроль при развертывании новых химических предприятий. И еще гостей привлекло относительное спокойствие на российских финансовых рынках и готовность тамбовской стороны идти на уступки.
С "кислой миной"
Сложнее обстоит дело с другим "гигантом большой химии", который должен войти в индустриальную парковую зону, - бывшим Уваровским химзаводом. Угасало градообразующее предприятие медленно и мучительно. Сначала было объектом криминальных разборок, затем его дробили, продавали, резали на металлолом. В результате к 2002 году на огромной территории остались пустующие корпуса и изношенные электросети. А еще ржавые емкости с 8 тысячами тонн никому не нужной серной кислоты, которая некогда использовалась для производства минеральных удобрений.
Бесхозные запасы кислоты грозили городу и реке Вороне экологической катастрофой. И в октябре 2005 года прокуратура возбудила уголовное дело по факту "возможного причинения существенного вреда природной среде и здоровью населения". Только через год от "кислой мины" удалось избавиться. При участии тамбовских ученых ее нейтрализовали, смешав с известью-пушонкой. В результате получилось много гипса и еще больше проблем, которые уже несколько лет пытается решить администрация области.
Переговоры с правительством Москвы о размещении в Уварове одного из столичных химических предприятий ни к чему не привели. Так и остались на стадии согласований проекты организации производства по изготовлению прессованного строительного фосфогипса и компонентов для дорожного покрытия. Наконец, руины Уваровского химзавода вместе с его долгами по остаточной стоимости - 30 миллионов рублей - выкупила администрация региона. Летом прошлого года началась расчистка промышленной площадки и демонтаж зданий. Цель - создать на свободной территории то ли технико-внедренческую зону, то ли индустриальный парк, то ли промышленный испытательный полигон. Губернатор Олег Бетин, озвучивая идею, подчеркивал: "Этот проект не столько коммерческий, сколько социальный. И результаты будут видны, когда в городе начнет снижаться безработица".
Дорожная карта
Немецких инвесторов на территории бывшего химзавода привлекает создание нового производства с нуля. В Уварове они планируют наладить выпуск комплектующих для сборных жилых домов и химических добавок к строительным материалам, которые в России пока не производятся. Немцы даже готовы взять на себя окончательную утилизацию вредных отходов, оставшихся от "гиганта большой химии". От принимающей стороны требуется создать благоприятные условия для ведения бизнеса, удержать перспективного инвестора, войти в федеральные программы по созданию промышленных зон. Тем более, что на горизонте появился конкурент - свои территории и производственные мощности "Хехсту" предлагает Казань.
Уварово - один из самых проблемных городов Тамбовской области. Чтобы вдохнуть в него жизнь, местные власти уповают не только на экономические методы. В прошлом году, например, по случаю воссоединения Русской православной церкви Уварово осенил себя четырьмя крестами. Их установили на въездах в город, чтобы уберегали город от злых напастей.
Но, как известно, бог бережет береженого, а от реальных проблем одними крестами не открестишься. Главная причина, по которой потенциальные инвесторы нередко выводят Тамбовскую область из зоны своих интересов, - слабо развитая инфраструктура. В том же Уварове городские дороги регулярно разбиваются транспортом, везущим свеклу на местный сахарный завод. И если проблему не решить радикально, то "дорожная карта" может побить серьезные намерения инвесторов.