14.05.2008 01:00
    Поделиться

    Энергетики разработали порядок, облегчающий доступ потребителей к энергомощностям

    Технологическое присоединение к электрическим сетям именно в качестве услуги оформилось сравнительно недавно. В течение нескольких последних лет формировалась база нормативных документов, регулирующих процесс технологического присоединения к сетям, но есть еще одно направление, не менее важное, которое ранее не было проработано. Это информационное взаимодействие сетевых организаций с заявителями.

    Энергетики подошли к вопросу комплексно и взялись за разработку нового документа. Экспертами РАО "ЕЭС России" и Федеральной сетевой компании был разработан новый стандарт - "Порядок раскрытия информации о полученных от потребителей электрической энергии и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства заявках на технологическое присоединение, результатах их рассмотрения и сроках реализации мероприятий по технологическому присоединению". Вместе с Порядком раскрытия информации также были разработаны типовые формы договоров на технологическое присоединение для разных групп заявителей.

    - Благодаря усилиям председателя правления ОАО РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса и председателя правления ОАО "ФСК ЕЭС" Андрея Раппопорта сетевые компании целенаправленно проводят политику информационной открытости, - отмечает заместитель председателя правления ОАО "ФСК ЕЭС" Александр Казаков. - Стандарт призван обеспечить максимальную прозрачность при реализации техприсоединения, а также возможность прямого диалога между потребителями и сетевыми компаниями.

    При разработке документа, в котором заложены принципы информационного взаимодействия, не остались в стороне ни власти, ни бизнес-сообщество. В этой работе приняли участие представители администрации президента РФ, минпромэнерго, минэкономразвития, минрегиона, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по тарифам и Росэнерго, представители Госдумы и Совета Федерации, общественных организаций РСПП и "ОПОРА России", а также крупных промышленных потребителей электроэнергии.

    Разработанный в итоге документ предусматривает разграничение форм раскрытия и предоставления информации. Информирование заинтересованных лиц будет обеспечено наиболее оптимальными способами: через сайты сетевых компаний и по индивидуальному запросу. В документе даются определения открытой и адресной информации, а также информации, составляющей коммерческую тайну.

    Открытая информация подлежит обязательному раскрытию всем заинтересованным лицам. Это означает, что электросетевые компании обязаны размещать эту информацию в открытом доступе на своих сайтах. Эта категория включает в себя сведения о границе зон деятельности сетевой организации, перечень подстанций, принадлежащих энергокомпании, с указанием субъекта Российской Федерации, на территории которого они находятся, утвержденную пятилетнюю инвестиционную программу сетевой организации с указанием запланированного и уже ведущегося строительства, технических характеристик энергообъектов и источников финансирования. Также сюда включены информация о нормативной базе, на основе которой оказываются услуги по техприсоединению, размер платы за техприсоединение, утвержденный регулирующими органами, а также формы документов, необходимых для подачи заявки.

    Адресная информация будет размещаться в закрытом подразделе на сайтах сетевых компаний. Доступ к ней будет предоставляться заявителям после регистрации в сетевой организации заявки на технологическое присоединение. Сетевая организация вправе отказать заявителю в доступе только в случае выявления недостоверных сведений, приведенных в заявке на присоединение к сетям. В этом случае компания направляет официальное письмо с указанием несоответствий и просьбой о предоставлении недостающей или достоверной информации.

    К блоку адресной информации относится перечень подстанций с указанием субъекта Российской Федерации и административного района, на территории которого находится энергообъект, всех классов напряжения на подстанции и отходящих от нее линий, а также информацию о том, является подстанция узловой или нет. Также к этой категории относится еще ряд сведений. В частности, пользователи адресной информации смогут сравнить рассчитанные по утвержденным ОАО РАО "ЕЭС России" корпоративным стандартам технические решения, стоимость и сроки технологического присоединения, указанные в его заявке, с заявками других обратившихся в сетевую организацию потребителей. При этом имена и контактные данные лиц, подавших заявки на техприсоединение, видны не будут: будет обеспечена только возможность сравнить показатели выполнения заявок на техприсоединение. Это сделает процесс технологического присоединения к сетям прозрачным. Кроме того, предполагается создание на сайтах своего рода "личного кабинета" для каждого заявителя, в котором он сможет контролировать исполнение поданной непосредственно им заявки.

    Третий блок информации - информация, составляющая коммерческую тайну. Стандарт урегулирует отношения между участниками процесса техприсоединения в отношении таких данных.

    - Я считаю, что и бизнес-сообщество, и энергетики сделали большой шаг навстречу друг другу, когда выбрали диалог по проблемным вопросам, - отметил вице-президент "ОПОРЫ России" Алексей Кожевников. - Сейчас мы принимаем активное участие в заседаниях рабочей группы, созданной РАО "ЕЭС России". Эксперты "ОПОРЫ России" уже изучили "Порядок раскрытия информации о полученных от потребителей электрической энергии и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства заявках на технологическое присоединение, результатах их рассмотрения и сроках реализации мероприятий по технологическому присоединению", вынесенный РАО "ЕЭС России" на общественное обсуждение, и наши предложения были представлены руководству энергохолдинга. Мы намерены и дальше взаимодействовать с энергетиками. В частности, предлагаем не только информировать заявителей об услуге техприсоединения в соответствии с Порядком раскрытия информации. Мы внесли предложение по организации ежемесячных семинаров на тему технологического присоединения для предпринимателей на базе региональных энергетических комиссий. Конкретных предложений много, и все они направлены на то, чтобы сделать сетевые компании более клиентоориентированными, чем сегодня.

    Типовые договоры и стандарт раскрытия информации призваны способствовать повышению прозрачности процесса техприсоединения и предотвращению нарушений прав потребителей. Эти документы были опубликованы на сайте РАО "ЕЭС России" в разделе "Работа с потребителями" и вынесены на общественное обсуждение. Все заинтересованные стороны могли изучить их и отправить в энергохолдинг свои замечания и предложения по улучшению механизмов информирования заявителей об услуге техприсоединения. К концу мая типовые договоры и стандарт будут доработаны с учетом замечаний правления РАО "ЕЭС России", а затем будут внедрены во всех сетевых компаниях энергохолдинга.

    Поделиться