14.05.2008 03:00
    Поделиться

    Индустриальная составляющая правительства заметно усилена

    В правительстве отныне выстроена мощная "промышленная вертикаль". На ее вершине - бывший заместитель главы администрации президента РФ Игорь Сечин, получивший пост вице-премьера, ответственного за промышленность, исключая оборонно-промышленный комплекс.

    Поворот к выработке полноценной промышленной политики наметился еще с образованием в 2004 году, когда минпромэнерго во главе с Виктором Христенко исправило многолетний "крен" в сторону "энергетической стратегии", взявшись за выработку долгосрочных стратегий в ключевых отраслях промышленности. Сейчас этот процесс имеет шанс выйти на качественно иной уровень - после сосредоточения всех функций в руках нового министерства. Станет более ощутимым и давно декларированный курс на диверсификацию российской экономики. В этой логике можно оценивать и ликвидацию Федерального агентства по промышленности, которое, чтобы ни говорили приверженцы административной реформы образца 2004 года, в значительной сфере дублировало функции головного министерства.

    Директор департамента экономического анализа и перспективного планирования министерства промышленности и торговли Станислав Наумов так прокомментировал "РГ" ситуацию: "На сегодняшний день основной корпус отраслевых стратегий в основном уже сформирован, и в этом году мы вступаем в фазу их активного внедрения. Приоритетными направлениями, безусловно, будут высокотехнологичные отрасли промышленности - вертолетостроение, газотурбинное двигателестроение, электронная промышленность, авиастроение, судостроение. Особое внимание будет уделено разработке стратегии развития отечественной фармацевтической промышленности, особенно в свете ее высокой социальной значимости". И теперь Виктор Христенко, безусловно, усилил свое влияние на эти сферы.

    Заслуживает внимания приставка "и торговли", которую приобрело новое министерство Христенко. Проблему установления четких правил игры во внутренней торговле решало с прошлого года минэкономразвития. Будет ли доводить законопроект о торговле новый минпром, пока неясно. И это - единственный пока непонятный многим экспертам момент. Дело в том, что торговая политика, конечно же, ключевой элемент всей экономической политики, и потому высказываются предположения, что минэкономразвития не утратит всех полномочий в этой области.

    Можно ожидать, что переформатирование минпромэнерго усилит государственное влияние и на энергетический сектор, внимание к которому в очередной раз приковал одобренный ушедшим в историю кабинетом Виктора Зубкова резкий рост тарифов естественных монополий на период 2009-2011 годов. Эта мера даже была названа радикальными экспертами "незаслуженным подарком монополиям". Но независимо от оценок это решение определяет "самочувствие" экономики на многие годы, что предъявляет повышенные требования к новому министру энергетики Сергею Шматко. Его коллега по правительству, глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина уже предрекла, что рост тарифов на электроэнергию и газ приведет к наибольшему падению рентабельности в энергоемких отраслях и производствах, прежде всего в обрабатывающих отраслях промышленности - в производстве электроферросплавов, алюминия, цемента, химической промышленности и в сельском хозяйстве.

    Кстати, сейчас наряду с Роспромом упразднено и Федеральное агентство по энергетике, на которое были возложены функции госконтроля за электроэнергетикой после 1 июля 2008 года, когда со сцены уйдет РАО "ЕЭС России". Так что на рост тарифов накладываются и серьезные риски только что возникшего и во многом неотрегулированного энергорынка России.

    Ранее Сергей Шматко был погружен лишь в проблемы атомной энергетики, но его ранние высказывания, вероятно, могут приоткрыть завесу тайны над его взглядами. В качестве главы "Атомстройэкспорта", созданного в 1998 году для строительства и эксплуатации атомных электростанций за рубежом и возводящего пять атомных энергоблоков в Индии, Китае и Иране, Сергей Шматко говорил, что ядерный бизнес неразрывно связан с геополитикой, поэтому необходима координация действий между "Газпромом" и российским атомным суперконцерном. "Координируя наши действия, мы сможем предлагать за рубежом комплексное решение развития энергетической инфраструктуры той или иной страны: нефть, газ и атомную энергетику. Такой "боевой триадой" на сегодня не располагает ни одно государство, и это серьезное преимущество России в разворачивающейся глобальной энергетической войне". Такое стратегическое видение, еще два года назад публично обозначенное Шматко, вполне перекликается и с концепцией "энергетической сверхдержавы", уже подзабытой с момента председательства России в "большой восьмерке" в 2006 году, и с его нынешним статусом куратора всей российской энергетики.

    Тем временем ставшую вакантной должность президента "Атомстройэкспорта" временно занял старший вице-президент Александр Нечаев, а вскоре решение об избрании нового президента "Атомстройэкспорта" будет принято советом директоров компании.

    Поделиться