Налоговые службы оставили без перерыва на обед

Налоговые службы будут вести прием граждан и представителей бизнеса, давать им бесплатные разъяснения о действующем законодательстве, расчетах по налогам, пеням и штрафам, а также принимать налоговые декларации без перерыва на обед. А время ожидания посетителей в очереди не должно превышать 30 минут.

Такие строгие правила зафиксированы в административном регламенте Федеральной налоговой службы (ФНС). Документ опубликован во вчерашнем номере "РГ".

Обязанность давать бесплатные консультации прямо закреплена в Налоговом кодексе, но до сих пор эта процедура не была регламентирована, пояснили корреспонденту "РГ" в минфине, где документ утвержден приказом.

В регламенте установлены жесткие нормы, но их разрабатывали сами налоговики, говорит собеседник "РГ". Поэтому в территориальных налоговых управлениях и инспекциях должны быть готовы к исполнению, рассчитывают в минфине. При этом, не исключает собеседник, возможно, что в процессе работы регламент еще будет корректироваться, а его "обкатка" покажет, оправдано ли решение о сокращении количества сотрудников налоговых органов.

По закрепленным в документе правилам граждане и предприниматели смогут обращаться в налоговые службы лично или по телефону, делать письменные запросы или отправлять их по электронной почте. При этом они могут поручить сделать запрос или представить декларацию своему официальному представителю. Прием должен вестись в специально оборудованных помещениях (операционных залах или кабинетах), которые размещаются на нижних этажах зданий налоговых органов, по возможности с отдельным входом, указывается в документе. Посетителей не будут больше выгонять из инспекций в обеденное время, потому что работать налоговики обязаны без перерыва. А в случае необходимости руководитель налогового органа вправе продлить прием и работы телефонной службы до 20 часов или даже организовать консультации в один из выходных дней.

Время, заложенное на ожидание в очереди, строго ограничено. Оно может быть продлено только в отдельных случаях, но и тогда не должно составлять более двух часов. При этом о таких "форс-мажорных" обстоятельствах руководитель инспекции обязан известить налогоплательщиков не позднее чем за пять дней до установленного законодательством срока подачи деклараций, а все посетители все равно должны пройти в кабинеты инспекции в течение рабочего дня. Правда, на каждое разъяснение налоговикам тоже отводится не так уж много времени - они должны уложиться в 15 минут, а на прием налоговой декларации отведено 10 минут.

В случае если налоговый орган, куда обратился налогоплательщик, не компетентен в этом вопросе, то гражданина поставят об этом в известность, порекомендуют письменно обратиться в вышестоящую инстанцию и выдадут ее реквизиты. Если же поставленный вопрос не урегулирован законодательством, гражданину также обязаны об этом сообщить.

Ответы на письменные запросы должны выдаваться в течение 30 дней со дня регистрации обращения, рекомендации по переадресации вопросов в другие инстанции - в течение пяти дней. Информация о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам также выдается в пятидневный срок. В регламенте также указывается, что если налогоплательщик подает декларацию, сведения из которой требуют уточнения, то инспектор обязан разъяснить ему недочеты и предложить их исправить. А если внести необходимые изменения сразу невозможно, то декларация все равно принимается, но с пометкой "требует уточнения".

В регламенте четко указано, в каких случаях может быть отказано в разъяснении, то есть государственная функция не может быть исполнена. Основаниями для этого может быть запрос сведений, которые составляют гостайну, обращения без указания фамилии, имени, почтового адреса отправителя. Кроме того, налоговики не проводят экспертизу договоров, не отвечают на повторные обращения, если по ним уже был дан ответ, и не рассматривают письма, в которых содержатся нецензурные или оскорбительные выражения.