Краснодарский скульптор Валерий Пчелин прославился благодаря памятнику собакам.
Еще год назад подобных памятников в городе попросту не было. Но вскоре дань скульптурной моде стали отдавать по всему краю. Свои бронзовые, железные и даже мраморные "фишки" появились в Сочи, Армавире, Анапе. Правда, относятся к ним по-разному.
Сегодня пчелинских собак благодаря затертым до блеска носам и лапкам видно издалека. Скорый на выдумку народ сразу же сочинил, что хвостатая пара приносит удачу и богатство, стоит только их потереть и бросить монетку на пьедестал. Насколько опыты удачны, неизвестно. Но то, что эти собачки за ногу не цапнут, это точно. Суровый глава семейства - бульдог - слишком добропорядочен и основателен, он крепко держит свою милую, но чересчур кокетливую супругу. По-звериному обыгранные обыватели 1920-х годов наверняка с осуждением отнеслись бы к Маяковскому, с легкой руки которого Краснодар и стал "собачкиной столицей".
Как признался корреспонденту "РГ" Валерий Пчелин, ему близка тема очеловечивания животных и озверения людей. Скульптор убежден: городу нужны неординарные памятники, которые отличали бы Краснодар от любой другой провинциальной столицы. Задумок у Пчелина множество. Уже есть макеты двухметровой станичницы, похожей на гоголевскую Солоху. На другом постаменте - подгулявший кум Вареник, что оседлал свинью задом наперед и ухватил ее за хвост.
Почти одновременно с собаками-мещанами появился и в Анапе свой скульптурный символ - Белая шляпа. Весит головной убор около 300 килограммов, а в диаметре больше метра. Песенка про нее появилась еще до войны: "Надену я черную шляпу, поеду я в город Анапу. И там я всю ночь пролежу на соленом, как вобла, пляжу..." Позже появился "образцовый" вариант, и шляпа сменила цвет. Хор детских голосов озвучивал мечту любого ребенка: поехать в Анапу с папой, который купит там белую шляпу. Теперь мраморный головной убор, один на всех, можно найти на огромном валуне, помещенном в самом центре приморской аллеи.
От новых скульптурных веяний решили не отставать и в Армавире, где придумали поставить памятник коту из романа "Мастер и Маргарита". Хотя, как утверждают горожане, это совсем не дань моде, а желание восстановить историко-литературную справедливость. Армавирский кот пострадал во время поиска его более знаменитого собрата Бегемота после скандального представления в московском варьете.
По словам старшего научного сотрудника местного краеведческого музея Александра Лопатина, есть данные, что Булгаков несколько месяцев прожил в Армавире, занятом Белой армией. Он четко ориентируется в плане города, описывая, как кота ведут в НКВД через площадь. Армавирский скульптор Татьяна Хомякова решила воссоздать в бронзе замечательно обыгранный Булгаковым образ бедолаги-кота:
- Макет уже есть: кота ведет на задних лапах радостный мужичок, который его поймал, передние лапы животного связаны галстуком. У безвинно пострадавшего кота несчастная морда. Словом, я старалась следовать булгаковскому тексту.
Широкую известность сочинскому скульптору Акопу Халафяну принес "Конь в пальто", которого он установил прошлым летом вблизи местного Зимнего театра. Сегодня на улицах курортного города более десятка его работ. Свои композиции он собирает из труб, газовых баллонов, обрезков черного металла.
- Приятно, когда из железа получается живой выразительный образ, - говорит скульптор. - Сделал собаку для детского реабилитационного центра, малыши подходят и гладят ее как настоящую.
А недавно в одном из скверов города-курорта появилась его новая скульптурная композиция. Царь-рыба и морская Царевна скользят по морю на запряженном морском коньке в окружении цветных рыб разных форм и размеров. Стоит подуть даже слабому ветерку, как раздается звон многочисленных колокольчиков и бубенцов, а при сильном порыве можно увидеть движение металлических волн.