Мстислав Ростропович остается для Саратова родным человеком

Год назад он ушел из жизни, но по-прежнему гордиться знакомством с ним почитают за честь европейские монархи,  студенты провинциальных музучилищ и целые города.

По улицам Саратова

Мстислав Ростропович мог бы родиться и в нашем городе. В 1925-м здесь родилась его родная сестра Вероника. Семья музыкантов Ростроповичей несколько лет жила в Саратове - пианистка Софья Николаевна и виолончелист Леопольд Витольдович по договору преподавали в консерватории.

Саратовский старожил Алексей Михайлович Лебедев рассказывал вашему корреспонденту, как провожал  Леопольда Ростроповича от улицы Московской (семья снимала комнаты недалеко от нынешнего сквера Первой учительницы) по Октябрьской, потом по Волжской - до консерватории. Пару раз тот даже угощал подростка чашечкой шоколада в кондитерской "Жан", которая была на месте фонтана у сельхозинститута. Маршрут этот легко себе представить.

Но в 1926-м семья переехала в Баку,  и 27 марта 1927 года Слава родился именно там.

Родственное многоголосие

У матери Ростроповича Софьи Николаевны было три сестры - Вера, Надежда и Любовь. Надежда Николаевна стала женой другого крупнейшего виолончелиста, профессора Козолупова. А пианистка Вера Николаевна, после того, как ее муж, бывший царский полковник, был расстрелян в тридцать седьмом,  перебралась с дочерью из Оренбурга в Саратов - Татьяна поступила в консерваторию.

Так с 1939 года Саратов еще раз стал для Ростроповича родственным городом. Первый раз он приехал сюда с концертом в 1953-м: молодой, но уже лауреат Сталинской премии, в составе гениального трио Коган - Гилельс - Ростропович. И, конечно, побывал в гостях у родни. Именно с саратовскими родственниками у него сложились отношения необыкновенно близкие, теплые, "в одной тональности".

Сегодня в нашей консерватории преподают доцент Наталья Ханецкая (внучка Веры Николаевны), ее муж профессор Валентин Ханецкий, их дочь Марьяна.

- Мне трудно отделить  любовь к Славе и профессиональное восхищение им, как музыкантом, - говорит Наталья Владимировна. - Его интерпретация любого музыкального произведения становилась для меня единственно возможной. А при этом он был еще и уникальным человеком, потрясающей личностью.

Сыворотка для крестницы

Марьяна Ханецкая родилась в 1968 году, и как раз в тот момент в Саратове играл  Ростропович. Валентин Евгеньевич рассказывает:

- Он прорвался в железнодорожный роддом с охапкой цветов и мигом обаял всех врачей, все были в восторге. Но его будущая крестница подхватила тяжелый стафилококк. И целый год болела, таяла, ничего не могли сделать. Теща Татьяна Георгиевна все-таки решила позвонить брату: "Слава, помоги". Он мгновенно все понял, и редкую сыворотку через несколько дней прислал из Москвы самолетом. Конечно, он спас  дочери жизнь.

Интеллигентнейшие люди, Ханецкие только в этот единственный раз попросили знаменитого родственника о помощи. И до этого еще однажды  Ростропович помог им по своей инициативе: как это, он хочет позвонить сестре в Саратов, а у той телефона дома нет? Опять роскошный букет, опять в минуту обаял телефонную начальницу, и аппарат поставили в квартиру на следующий день.

Милицейский концерт

Неяркую черно-белую фотографию комментирует художественный руководитель саратовской филармонии Анатолий Катц:

- Мы познакомились в  1962 году, в Московской консерватории, где я учился, а он уже был профессором. Его студент-виолончелист, мой друг Юрий Аншелевич попросил меня саккомпанировать концерт Дворжака. Ростропович запомнил меня и когда приехал в Саратов в 68-м году с шефским концертом милиции, спросил прямо на вокзале: "А Толя Катц есть?"

Министр МВД Щелоков был соседом  по даче, они сдружились (то, что Ростропович мгновенно находил контакты с самыми разными людьми - это отдельная и бесконечная тема), и маэстро стал шефом милиции. На старом снимке - Ростропович и Катц на сцене Большого зала консерватории, это их первое совместное выступление.

- Мы играли "джентльменский набор" для подшефных - "Сентиментальный вальс" Чайковского,  французскую пьесу "Маленький белый ослик", - говорит Анатолий Иосифович. -  Представляете, полный зал серых мундиров, а с балкона гроздьями свешиваются студенты. Я уверен, что Ростропович был обыкновенный гений - и человек, и музыкант.  И магия в том, что в одной личности сошлось так много.

Похоронный марш

Мстислав Ростропович играл в Саратове с консерваторским симфоническим оркестром, аккомпанировал сольному концерту Галины Вишневской, ставил в 1972 году "Тоску" в нашем оперном театре с Галиной Павловной в главной партии. Но год спустя наш город прославился совсем по-другому.

На пароходе с ульяновским симфоническим оркестром Ростропович плыл по волжским городам с концертами. И только Саратов ("благодаря" инициативе  партийных секретарей Шибаева и Черныха) отказался принимать уже впавшего на самом верху в немилость музыканта: "Нечего ему здесь делать, еще демонстрация соберется". На набережной собралось около тридцати человек.

Когда подплыли к Саратову,оркестр вышел на палубу и заиграл "Похоронный марш" Шопена -  высказал солидарность со своим дирижером. А другие пароходы, думая, что кто-то умер, сочувственно загудели. Это был последний несостоявшийся концерт маэстро перед многолетним перерывом.

Тайное венчание

О том, что перед вынужденным отъездом за границу Ростропович и Вишневская венчались в Саратове, тогда не знала даже сестра Татьяна Георгиевна.

С архиепископом Пименом (Дмитрием Хмелевским) они познакомились и близко подружились, еще когда он служил в Подмосковье. Позже Пимена перевели в Саратов, и именно у него дома прошел почти тайный обряд венчания. Но сохранились фотографии - их сейчас можно увидеть на выставке в Радищевском музее: вдохновенные Вишневская и Ростропович на берегу Волги.

Пимен был единственным саратовцем, кто переписывался с Ростроповичами в семидесятые-восьмидесятые, через него поддерживали связь и родственники. "Мы брали у Дмитрия Евгеньевича редкие пластинки классики, которые Ростропович переправлял ему из-за границы", - вспоминает Валентин Ханецкий.

В 1990 году Ханецкие вместе с Пименом ездили в Москву на концерт-возвращение Ростроповича, дирижировавшего Вашингтонским симфоническим оркестром. А когда маэстро попал в Саратов тридцать лет спустя после своего венчания, его первый визит был - на могилу архиепископа Пимена.

Ваня

Маленькому Ване повезло в жизни дважды: когда его, грязного и голодного, увидели на улице добрые люди и привели в больницу. И когда в этой больнице через год его нашел добрый человек Мстислав Ростропович.

Между этими двумя крупными "везениями" у Вани Павлова (имя и фамилию которому придумали врачи) обнаружили ВИЧ-инфекцию. И он искренне считал, что застекленный больничный бокс - это и есть его единственно возможный дом.

Но с этим не согласился удивительный, незнакомый Ване мужчина в очках. Узнав о судьбе мальчишки, Ростропович не стал ругаться на местных чиновников,  а сделал все, чтобы Ваня побыстрее переехал под Петербург, в республиканскую инфекционную больницу в Усть-Ижоре. Она же - единственный в стране детский дом для отказных ВИЧ-инфицированных детей.

Через месяц Мстислав Леопольдович, не предупредив персонал, еще и приезжал навещать саратовского найденыша.

Аплодисменты

Одно из последних в жизни музыкальных действ Ростропович совершил также в Саратове.  За одиннадцать месяцев до смерти, уже больной, маэстро дирижировал выступлением академического симфонического оркестра областной филармонии. Переполненный зал слушал его любимого Шостаковича.

До этого концерта 14 мая были трое суток почти постоянных репетиций. А потом, прямо на сцене оперного театра Ростропович вынудил губернатора пообещать оркестрантам 50-процентную прибавку к жалованью - и тот сдержал обещание, маэстро отказать невозможно.  

- В последний день его пребывания в Саратове мы перешли на "ты" - по его настоянию выпили на брудершафт, - сдержанно говорит Анатолий Катц. - Он любил, чтобы все его называли Слава. Он был любопытным до жизни человеком, и трудно, практически невозможно представить его в депрессии. 

В мае 2006 года прозвучали финальные саратовские аплодисменты при жизни Мстислава Леопольдовича Ростроповича.