15.05.2008 02:26
    Поделиться

    В Казани способны "оживить" руки и ноги, отказавшие после тяжелых травм

    Обычное кольцо могло положить конец карьере будущего офицера, если бы не своевременное вмешательство опытных казанских микрохирургов.

    В роковом кольце

    В то весеннее утро ничто не предвещало беды. Александр Васнецов (имя и фамилия изменены) вместе с отцом вышли во двор дома, чтобы поправить покосившийся металлический забор. В процессе работы 20-летний мужчина схватился за срез трубы. Забор наклонили и начали постепенно отпускать. В эту минуту Саша почувствовал, что не может оторвать руку: широкое обручальное кольцо зацепилось за трубу. Инстинктивно дернул руку и… Остальное он помнит плохо.

    - Из-за сильного шока я даже боли не почувствовал, - вспоминает Александр. - Помню только, что очень удивился, когда увидел у основания безымянного пальца сжавшееся кольцо. Самого пальца не было - вместо него торчала окровавленная кость… Только тогда по-настоящему и понял, что означает выражение "сняли скальп".

    Потом была неотложка и первая операция в Казанской больнице скорой медицинской помощи. Рану зашили. Но хирург сразу предупредил, что этим дело не ограничится: повреждены сосуды, питающие палец, уцелели только кость и сухожилия. И что если он хочет сохранить палец, потребуется помощь микрохирургов. Саша отправился в Республиканскую клиническую больницу. Но там ему сказали, что таких операций не делают и посоветовали обратиться в научно-исследовательский центр Татарстана "Восстановительная травматология и ортопедия" (НИЦТ "ВТО"). По словам Васнецова, это первое медицинское учреждение, где ему предложили выбор. До этого все врачи говорили только об ампутации. Руководитель отделения микрохирургии института доктор медицинских наук Андрей Богов сказал, что палец можно сохранить и даже вернуть ему прежние функции. Хотя есть несколько "но"…

    Во-первых, придется укоротить палец на одну фалангу. Во-вторых, палец никогда уже не будет выглядеть как раньше. И в-третьих, потребуется замена кожи, а значит, Александру предстоит не одна операция. Доктор дал сутки на размышление. Но выбирать особо не приходилось. В случае ампутации у парня могла не состояться карьера офицера, о которой он столько мечтал. А это уже совсем другая жизнь… И Васнецов рискнул.

    Спасительный лоскут

    Операция длилась три с половиной часа. Ввиду того, что была поставлена задача вернуть пальцу не только достойный вид, но и восстановить чувствительность, произвели кожную пластику двумя лоскутами. Вот уже десять дней не родная для пальца кожа постепенно приживается. Сам Александр утверждает, что уже сейчас чувствует себя превосходно и с нетерпением ждет, когда ему позволят разработать палец. И врачи, и сам пациент уверены, все закончится благополучно - палец будет действовать!

    По словам лечащего врача, старшего научного сотрудника отделения микрохирургии, кандидата медицинских наук Руслана Муллина, эта операция была сложна тем, что отсутствовали сосуды, которые можно было бы сшить. Микрохирургами института еще пять лет назад была разработана методика сочетания так называемых васкулизированных осевых лоскутов кожи с третьего пальца и с заднего лоскута кисти, которая позволяет закрыть и ладонную, и тыльную поверхности и сохранить палец с небольшим укорочением. А самое главное, при этом можно вернуть не только функцию суставов, но и чувствительность пальца. Методика достаточно отработана и в специализированном отделении может широко применяться.

    Вообще кольцо довольно часто становится источником неприятностей, особенно для мужчин, чьи профессии чаще связаны с риском. Но в последние годы подобные "обручальные" травмы встречаются примерно в 3-4 раза реже. Врачи объясняют это тем, что представители сильного пола менее охотно стали носить подобное украшение. Но случай с Васнецовым - особый. Такая травма, когда от пальца остается один скелет, встречается достаточно редко и почти всегда заканчивается ампутацией. Но только не в Институте восстановительной травматологии и ортопедии.

    "Прыжки" в длину

    В НИЦТ "ВТО" достаточно часто поступают пациенты, от которых отказались другие врачи. Ведь клиника занимается не только реплантационной хирургией - оказанием неотложной помощи больным с отсеченными руками, ногами, пальцами. Местные доктора проводят сложнейшие операции по трансплантации различных тканей с одной части тела на другую. А в них сегодня нуждаются тысячи россиян, страдающих врожденными патологиями или онкологическими заболеваниями, а также те, кто получил серьезную травму. В отделении микрохирургии, открывшемся на базе института еще в 1990 году, пересаживают не только лоскуты кожи, кости, но и нервы.

    Конечно, удлинить кость можно и традиционными способами, используя аппарат Илизарова. Но этот процесс может растянуться на годы, и все это время больной рискует провести в кровати. А оригинальная методика трансплантации костной ткани, используемая докторами казанского института, позволяет вернуть пациента к нормальной жизни всего за 4-6 месяцев. Более того, по утверждению специалистов, в отделении микрохирургии института собран единственный в мире клинический материал выращивания периферических нервов в аппарате Илизирова или другими методами.

    Андрей Богов, доктор медицинских наук, руководитель отделения микрохирургии НИЦТ "ВТО", президент Общества пластических, реконструктивных и эстетических хирургов РТ:

    - За выращивание периферических нервов пока никто не берется. А мы стали заниматься этим в 1988 году и получили интересные результаты, которые позволяют нам говорить о том, что метод удлинения нервов во многих случаях превышает стандартные микрохирургические способы лечения. К примеру, в прямом смысле "оживить" пациенту руку, отказавшую после тяжелой травмы плечевого сплетения. В такой ситуации использование обычных схем лечения почти не оставляет больному надежды на восстановление функции конечности. А с помощью оригинальной методики, разработанной в институте, и использования так называемых невротизаторов удается восстановить функцию мышц на 81-82 процента.

    Поделиться