Традиции Мариуса Петипа развивают в Америке

Старейшая американская труппа Балет Сан-Франциско по случаю своего 75-летия организовала крупнейший международный проект "Фестиваль новых постановок". Программу, включавшую десять премьер мировых звезд хореографии, открыл спектакль нашего соотечественника Юрия Посохова "Взаимопроникновения".

Балет Сан-Франциско - одна из самых респектабельных компаний страны, гордящаяся своей историей. Среди ее отцов-основателей были русские, участники прославленной дягилевской антрепризы. В Сан-Франциско состоялась первая на американском континенте "полнометражная" постановка "Лебединого озера". Нынешний руководитель труппы исландец Хелги Томассон (кстати, победитель I международного балетного конкурса в Москве, разделивший тогда "золото" с Михаилом Барышниковым), экс-премьер New York City Ballet, привил Сан-Франциско вкус к Баланчину и Роббинсу. Кроме того, за последние двадцать лет труппа стала лабораторией новой хореографии, с которой работали практически все, кто определяет лицо современного балета.

В юбилейном году Балет Сан-Франциско собрал всех хореографов, сотрудничающих с труппой, под общей вывеской. В результате вышел фестиваль, не знающий аналогов в балетном мире: десять мировых премьер за три дня. Каждый из приглашенных хореографов прошлым летом получил по три недели постановочных репетиций. После этого компания провела свой сезон и в апреле вновь вернулась к подготовке фестиваля: постановщики еще три недели отшлифовывали свои балеты перед показом публике.

Несмотря на сложные условия подготовки, которые невозможно вообразить в российском театре, труппа поражает самоотверженностью. На утреннем классе она выглядит удивительно разношерстной: здесь собраны, кажется, представители всех хореографических школ - американской, кубинской, французской, китайской, испанской, английской. В этой структуре воспитанники русского балета играют заметную роль: здесь выступали выпускник Вагановской школы Юрий Жуков, уфимец Роман Рыкин, украинец Вадим Соломаха, сейчас на ведущих ролях танцуют москвич Геннадий Недвигин и эстонец Тийт Хелемиц. В нынешнем сезоне в Балет Сан-Франциско из Лондона перешла Мария Кочеткова, выпускница Московской академии хореографии последних лет. За несколько месяцев работы новая прима-балерина станцевала в американской труппе "Щелкунчик" в прямой общенациональной телевизионной трансляции, была записана в этом же балете на DVD, вела мировую премьеру балета Томассона "Вариации на тему Паганини", пополнила репертуар главными партиями в "Жизели" и баланчинском "Дивертисменте N 15". На фестивале Кочеткова блеснула сразу в трех спектаклях - в постановке Кристофера Уилдона Within The Golden Hour, у Йормы Йело в его Double Evil и у Посохова во "Взаимодействиях".

Юрий Посохов за двенадцать лет исполнительской карьеры стал в Сан-Франциско одним из лидеров труппы и сразу же после ее окончания был приглашен в качестве постоянного хореографа компании - его дебютная постановка "Магриттомания" получила восторженный прием и награды. Сейчас спектакли Посохова идут в Америке, Тбилиси, на Эдинбургском фестивале, и их ясный стиль, сочетающий изящество формы и драматизм мироощущения, воспринимается как отличительное свойство русской балетной традиции.

К нам, в Россию, при тотальном дефиците актуально мыслящих хореографов, имеющих собственный взгляд на балет и оригинальный почерк, Посохова на постановки не зовут. Однако его "Взаимопроникновения" в компании спектаклей Пола Тейлора, Марка Морриса, Кристофера Уилдона, Йормы Йело, Джеймса Куделки, Стентона Уэлша, Вэла Канипароли выглядят особенно органично. Участники "Фестиваля новых постановок" общими усилиями продемонстрировали, насколько безграничны возможности классического танца, который кажется нам, в России, исчерпанным еще Мариусом Петипа. Традиции русского балета развиваются в Америке, а здесь об этом остается только сожалеть.