19.05.2008 04:00
    Поделиться

    Российские авиакомпании переходят на электронные билеты

    В первый день лета по требованию Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) все крупнейшие российские авиаперевозчики должны перейти на электронные авиабилеты, так называемые e-ticket, на всех международных рейсах.

    Это обстоятельство вызывает естественные опасения пассажиров: останутся ли в ходу привычные бумажные аналоги и будут ли с такими билетами пускать за границу?

    Авиакомпании уверяют, что требование IATA не стало для большинства из них неожиданностью. Многие крупные авиаперевозчики еще год назад начали приучать соотечественников приобретать электронные билеты. Статистика полетов показывает, что сегодня уже до 90 процентов пассажиров на отдельных международных рейсах пользуются безбумажными билетами. Новая система несет определенные выгоды и туристическим компаниям, поскольку позволяет существенно упростить процесс оформления документов. Например, сегодня через Интернет оформляются многие чартерные рейсы до Антальи.

    "Преимущества безбумажного билета очевидны: информация о путешествии, отражаемая на авиабилете, не печатается на бланке, а хранится в базе данных авиакомпании в электронном виде. Следовательно, билет не может потеряться или быть украден", - говорит пресс-секретарь авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал.

    Купить электронный билет можно как через Интернет, так и непосредственно в кассе. Оплата через кассу производится как наличными, так и по безналичному расчету. Однако при покупке через Интернет заплатить за билет можно только с помощью банковской карты. В качестве подтверждения факта покупки выдается маршрутная квитанция, которая содержит полную информацию о маршруте, форме и деталях оплаты перевозки, аналогично бумажному билету.

    По данным компании "Российские железные дороги", чаще всего электронные билеты покупают пассажиры в возрасте от 26 до 35 лет.

    Корреспондент "РГ" на себе проверил, легко ли купить билет на поезд, не выходя из-за компьютера: для начала нужно зарегистрироваться на сайте РЖД, введя свои данные. Дальше нужно указать станции отправления-назначения, желаемую дату и число пассажиров. В ответ система выдаст все поезда, следующие в выбранном направлении. Остается только указать подходящий поезд, тип вагона и место. Оплачивается проезд с помощью банковской карты. Появившийся следом бланк заказа со штрихкодом распечатывается на принтере.

    К сожалению, технология продаж, хоть и близка к общемировой, но пока существенно отличается от нее, причем не в лучшую сторону. Схема покупки билета на Западе выглядит так: на сайте выбирается билет, оплачивается, распечатывается страница, где указаны данные билета и специальный штрихкод. Перед отправлением поезда этот листок нужно показать контролеру, он сверяет данные на компьютере и сажает вас в вагон. В России первая часть операций выглядит примерно так же: поиск, покупка, распечатка. Но потом вы с вашей бумагой едете в кассу, где должны поменять электронный билет на обычный.

    Поделиться