20.05.2008 02:00
    Поделиться

    Минфин подготовил проект поправок в Налоговый кодекс для предотвращения дробления компаний

    Постоянные претензии бизнеса к минфину по поводу снижения НДС, похоже, заставили чиновников по-новому рассмотреть вопрос реформирования налогов. Прежде чем заняться конкретными ставками и налогами, в минфине решили для начала принять меры по уклонению от уплаты налогов. Первая и, пожалуй, самая действенная из них - предотвращение дробления бизнеса.

    Схема эта, отметим, применяется практически всеми крупными российскими предприятиями как раз с целью уклонения от уплаты налогов. Крупный бизнес начинает дробиться на более мелкие конторы для того, чтобы применять упрощенную систему налогообложения, а значит, и меньше платить налогов. Схема выглядит так: компания делится на несколько мелких, подпадающих под применение специального режима налогообложения, снижая таким образом свои обязательства. Минфин, похоже, решил покончить с этим явлением, предложив ввести ограничения для крупного бизнеса применять упрощенную систему налогообложения, передает агентство РИА "Новости".

    К слову, в самом Налоговом кодексе все ограничения четко прописаны. В частности, говорится в документе, получить право на упрощенную систему налогообложения может только та организация, которая не имеет филиалов и представительств, численность в ней не должна превышать 100 человек, а остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов должна составлять не более 100 миллионов рублей. Спецрежим не распространяется, к примеру, на банки, страховые компании, ломбарды, а также организации, в которых доля для участия других компаний составляет более 25 процентов. Говорится об этом и в "Основных направлениях налоговой политики на 2009-2011 годы".

    Но все это - в теории. На ниве российской практики дробление компаний происходит сплошь и рядом. Делятся для того, чтобы удовлетворить всем перечисленным требованиям в расчете на уплату единого налога, который заменяет сразу три: налог на имущество, на прибыль и единый социальный налог. Из последнего при использовании подобной схемы предприятия платят только взносы в Пенсионный фонд. По данным минфина, за 2002-2007 годы количество налогоплательщиков, которые стали применять такие режимы, увеличилось с 2 до 3,7 миллиона. Из них миллион приходится на организации.

    Итак, что касается самого документа. В нем предлагается дополнить перечень ограничений и определить численность, доход, стоимость активов и основных средств совокупно по тем организациям, по которым совпадают учредители и род бизнеса. Таким образом, если вдруг у двух или более организаций имеются одни и те же учредители, а также совпадают другие ограничения из списка, то они не смогут далее работать по упрощенной схеме налогообложения.

    Предприятия от этого не пострадают, считают в минфине. Переход на крупные налоговые режимы происходит сейчас вполне спокойно, в то время как малые предприятия мучаются с этими режимами из-за необходимости вести громоздкий бухгалтерский учет, комментируют источники в ведомстве. Поэтому и было принято решение об уточнении критериев по идентификации субъектов предпринимательской деятельности, чтобы при использовании спецрежимов малые предприятия получали бы выгоду.

    Отметим, что сей документ, может поставить на некоторое время точку в споре по поводу снижения ставки НДС, против которой выступает минфин. Почему? Да потому что дробление предприятий напрямую ведет к образованию трансфертных цен, с которыми правительство пытается бороться уже не первый год и из-за которых пресловутый НДС приходится уплачивать по всей цепочке посредников, образованных при дроблении компании. Но это в лучшем случае, так как бюджет все-таки получит налог. В худшем случае посредник, включенный в сделку и ставший центром прибыли, исчезает, не уплатив налогов. Трансфертное ценообразование - это и торговля убытками. Когда, к примеру, две компании, одна из которых убыточна, а другая прибыльна, совершают сделку таким образом, что у прибыльной возникают убытки, а у убыточной соответственно - прибыль и так далее.

    Отсюда, считают в минфине, и рождается непонимание в отношении налога на добавленную стоимость. К слову сказать, до недавнего времени международные финансовые организации выступали против снижения ставки этого налога, мотивируя это тем, что он является вторым по сбору налогом в бюджет. Более того, какова бы ни была доля добавленной стоимости, общая сумма НДС, которая налогоплательщиком уплачивается в бюджет и поставщиком, остается одной и той же суммой, полученной от покупателей продукции. Есть и еще один немаловажный фактор. Снижение ставки НДС на руку в первую очередь иностранцам, так как импортные товары в таком случае получат дополнительные конкурентные преимущества, что в свою очередь породит проблемы у отечественных товаропроизводителей.

    Но пока идут только предложения и продолжение налоговых дискуссий. В августе вопросы изменения ставок некоторых налогов будут рассматриваться на правительстве. Тот факт, что главой минфина остался Алексей Кудрин, говорит о том, что судьба налогов в части снижения ставок будет решаться со скрипом. На руках у Кудрина есть довольно весомые "козыри" - на сколько и от какого налога пополняется казна. А значит, прежде чем где-то урезать, придется откуда-то добавить.

    Наша справка

    Специальные налоговые режимы включают в себя систему единого налога на вмененный доход (ЕНВД), упрощенную систему налогообложения и единый сельскохозяйственный налог. Спецрежимы предусматривают более простую и менее затратную систему уплаты налогов, поскольку часть налогов заменяется одним.

    Поделиться