Новости

20.05.2008 04:42
Рубрика: Экономика

Конечная остановка

В регионах недостаточно средств на содержание муниципального транспорта

В то время как в Орле нависла угроза над экологически чистыми трамваями и троллейбусами, жители Тамбова с удивлением узнали о том, что в их городе муниципального транспорта нет уже вовсе.

Горожан прокатили

Накануне майских каникул администрация Тамбовской области объявила о том, что изменились предельные тарифы на пассажирские перевозки. Разумеется, в сторону увеличения. И в первых числах мая перевозчики выставили новый ценник - "7 рублей". До недавних пор за поездку в коммерческом автобусе горожане отдавали шесть, а в троллейбусе - пять рублей, по наивности считая его муниципальным транспортом.

Тамбовчане ворчали, но платили по-новому. Однако, как выяснилось позже, в течение двух недель они попросту переплачивали. Городские власти только 12 мая издали свое постановление о новых тарифах. Таким образом, граждане могут обратиться в суд, чтобы им была возвращена разница.

Попутно выяснилось, что город фактически повлиять на тарифы не может никак. Обследование пассажирских потоков, начатое после февральской забастовки перевозчиков, разговоры о сохранении муниципального транспорта оказались не более чем административным пиаром. Как сообщил и. о. начальника городского хозяйства Александр Лисс, своего транспорта у города давно нет - троллейбусная фирма обанкротилась и держать прежние тарифы местный бюджет просто не в состоянии. Поэтому когда в феврале этого года бывший глава администрации Тамбова Максим Косенков грозил частным предпринимателям сделать весь общественный транспорт муниципальным, то это заявление было простым сотрясанием воздуха. Нельзя было всерьез принимать и заявление бывшего главы, что "предприятие "Тамбовэлектротранс" увеличило свои доходы на сорок процентов и на столько же сократило расходы, причем без повышения тарифа на проезд". Прибыль возможно и была, но вся она уходила на уплату долгов, которые накапливались годами.

Таким образом, Тамбов стал единственным в ЦФО областным центром, в котором отсутствует муниципальный транспорт, поэтому владельцы коммерческих автобусов по сути дела диктуют городу свои условия.

На встрече с журналистами нынешний и. о. главы администрации города Петр Черноиванов ничего утешительного о перспективах развития общественного транспорта сказать не смог.

Цепная реакция

Не менее драматична ситуация и в Орле. Там муниципальный транспорт еще ездит по улицам, но с большим финансовым скрипом.

По словам директора муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия Александра Коровина, предприятие находится в непростом финансовом положении, что не в последнюю очередь связано с низким уровнем тарифов. В последний раз плата за проезд повышалась летом 2006 года, когда она возросла с четырех до шести рублей. Теперь вопрос ставится о повышении цены билета до восьми рублей, то есть на 25 процентов.
Ожидается, что данное решение будет принято на очередной сессии горсовета. Предварительные слушания по данному вопросу уже прошли на заседании профильного комитета.

По словам Александра Коровина, если не сделать этого сейчас, то в обозримом будущем город вообще может потерять экологически чистый общественный транспорт. В качестве самого веского доказательства приводится неутешительная статистика. Согласно ей, примерно восемьдесят процентов муниципальных автобусов, трамваев и троллейбусов выработали свой ресурс, а некоторые из них в два раза превысили максимально допустимый по нормам срок эксплуатации. Работает техника на честном слове, подкрепленном мастерством автомехаников из своего же предприятия.

В своем нынешнем состоянии муниципальный транспорт несет потенциальную опасность для пассажиров и пешеходов

Специалисты отмечают, что в его нынешнем состоянии транспорт несет потенциальную опасность для пассажиров и прохожих.

Кроме того, перевозчики не совсем довольны тем, как им компенсируются из бюджета так называемые выпадающие доходы за провоз льготников. По их подсчетам, за последние три года городские власти задолжали им более трехсот миллионов рублей. Чиновники с этим категорически не согласны, считая, что расплатились сполна.

"Одно лишь повышение тарифов кардинально проблему не решит. Городу давно пора обзавестись программой развития и модернизации общественного транспорта. Иначе нас ждет участь соседних регионов", - заключил Александр Коровин.

За спорами транспортная проблема незаметно затягивается в гордиев узел. Так, если депутаты горсовета примут решение повысить тарифы, они наверняка породят цепную реакцию, и о повышении цен на проезд тут же заговорят владельцы коммерческих маршруток. Еще в феврале они объявили о том, что проезд в их транспорте по договоренности с мэрией будет увеличен с восьми до десяти рублей. Однако мэр, вернувшийся в город из командировки и не присутствовавший при заключении соглашения, неожиданно для всех наложил на него вето.

Теперь же у частных извозчиков будут все основания для того, чтобы во второй раз объявить о своем желании зарабатывать больше.

А для пассажиров проездной билетик становится роскошью, а не средством оплаты поездки.

Тем временем

На заседании постоянной комиссии по транспорту, промышленности, связи и развитию малого среднего бизнеса, торговли и платных услуг в Воронежской городской Думе депутаты приняли решение выделить дополнительно два миллиона рублей на предприятие "Воронежский троллейбус". По словам председателя комиссии Вадима Клецова, предприятие работает в убыток и финансовая поддержка ему необходима.

Экономика Товары и цены Экономика Казна Бюджеты регионов Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Тамбовская область Тамбов ЦФО Орловская область Орел
Добавьте RG.RU 
в избранные источники