Разговоры о фантастических заработках в Москве любят вести те, кто в небогатом Тамбове сшибает копейки на пиво случайными заработками или сидит на шее у родителей-пенсионеров. Наиболее активные горожане уже покинули город в поисках лучшей доли.
Они приезжают на родину лишь для того, чтобы материально помочь родным и спустить немного денег, заработанных в столице. Так сказать, инвестировать в родной город приличную по здешним меркам сумму. Отсюда в областном центре и образуется товарооборот, несопоставимый с низкими доходах его коренных обитателей.
"Колхозы созданы, присылайте колхозников"
Миграционная убыль населения Тамбовской области - самая высокая в ЦФО, а средняя зарплата - одна из самых низких. Так что причины оттока трудоспособного населения банальны. Но нужда в квалифицированных рабочих здесь столь же высока, как и в других городах. Когда несколько лет назад тамбовский оборонный завод "Ревтруд" получил солидный государственный заказ, сотрудники заводоуправления отправились на центральный рынок, чтобы разыскать среди торгующих бывших кадровых рабочих и уговорить вернуться на производство. Согласились немногие…
Дефицит рабочих рук особенно сильно бьет по оборонной промышленности, где случаются обидные осечки при выполнении иностранных военных заказов. Первый зампред военно-промышленной комиссии Владислав Путилин недавно озвучил любопытную закономерность: "Невыполнение гособоронзаказа из года в год возрастает пропорционально увеличению ассигнований на гособоронзаказ".
На первый взгляд странно: мы уже привыкли считать, что любую проблему можно решить с помощью денег. Однако, когда у завода появляется заказ и средства на него, оказывается, что выполнять его некому. И контракт срывается, ассигнования идут прахом…
Там, где производятся штучные образцы высокотехнологичной продукции, например гироскопы или "черные ящики", положение еще можно исправить.
- В прошлом году мы приняли около 500 человек, - рассказывает заместитель генерального директора тамбовского завода "Электроприбор" Владимир Романин. - С удовольствием возвращались наши бывшие работники, высококвалифицированные специалисты. Их устраивает нынешнее финансовое положение завода. Приняли и немало молодых людей, которых наставники обучали прямо в цехах. Кроме того, объединили отдел кадров с отделом подготовки кадров, организовали курсы обучения…
Совсем другое положение там, где идет серийное производство. Многие проекты на Тамбовщине сорвались из-за того, что инвесторы, прощупав почву и обнаружив дефицит качественной рабсилы, уходили в другие регионы. Ведь им были нужны не штучные "кулибины", а сотни рабочих. Но их негде взять, система подготовки кадров разрушена, преемственность поколений прервалась.
Завод "Тамбовполимермаш", переболев всеми мыслимыми экономическими хворями, нынче находится на подъеме. Он даже готов разместить на своей территории производство тракторов, которое до недавнего времени располагалось в Петербурге. Но и без этого "довеска" предприятие уже столкнулось с нехваткой квалифицированных рабочих. Оставшиеся в Тамбове "кузницы рабочих кадров" могут научить молодых людей гнуть дверные крючки или клепать тормозные колодки на автомобили, но не заложат основ работы на современных станках. Поэтому на "Тамбовполимермаше", как и на "Электроприборе", создали свой центр начальной производственной подготовки.
Путь, избранный этими предприятиями, наиболее рациональный. Идею подхватили заинтересованные ведомства администрации области, "встроив" ее в государственные программы. И, как говорят специалисты, в результате кадровая проблема может быть загнана в такой же угол, в какой загнали село после поголовной коллективизации: "колхозы созданы, присылайте колхозников"…
Прорабы в тюбетейках
По словам полномочного представителя президента России в ЦФО Георгия Полтавченко, каждый год высшие учебные заведения округа выпускают 300 тысяч человек, а средние специальные - менее 100 тысяч. Крупный бизнес уже бьет тревогу по этому поводу, проблема выходит на государственный уровень. Нашу экономику пока нельзя назвать высокотехнологичной, наукоемкой, и такого количества дипломированных специалистов ей не нужно. А вузы Тамбова продолжают ротами выпускать юристов и артистов, экономистов и журналистов.
Во время ярмарки вакансий, которую проводил Центр занятости населения Тамбова, корреспонденты "РГ" поинтересовались у молодых людей, что они хотят найти. Все оказались выпускниками местных университетов. К примеру, одна из девушек окончила экономический факультет и хочет устроиться финансистом в солидную организацию, банк. Однако даже те, у кого требования скромнее, находят работу с большим трудом. Малые предприятия выпускников вузов стараются не брать. Им нужны опытные юристы и бухгалтеры, а не стажеры.
Дефицит рабочей силы особенно велик в сфере металлообработки и строительном комплексе. Неудивительно, что гастарбайтеры из Средней Азии в Тамбове уже не редкость. В строительстве микрорайона "Московский" их роль была далеко не последней. Причем в отличие от столицы, где приезжие из Узбекистана и Таджикистана заняты исключительно черной работой, в Тамбове они в качестве прорабов командовали людьми, похожими на заключенных. Во всяком случае, когда на объект приезжал московский мэр Юрий Лужков, трудовой энтузиазм изображали угрюмые стриженые дядьки, а поодаль маячили офицеры территориального управления исполнения наказаний.
Конечно, хотелось бы, чтобы городское жилье возводили квалифицированные работники. Но где их взять? Тамбовский Центр занятости отчасти пытается решить эту проблему. В рамках переподготовки кадров обучает безработных строительным профессиям, однако этого недостаточно. Профессионалов потребуется еще больше, когда в город потекут федеральные деньги на капитальный ремонт жилья.
У "чайника" свои амбиции
Из-за нехватки квалифицированных рабочих многие промышленные предприятия не могут наращивать прибыль за счет увеличения объемов серийного производства. Поэтому они стараются поправить финансовые дела путем "накрутки" себестоимости продукции, накручивая заодно и процент инфляции.
На благополучном заводе "Комсомолец" квалифицированный слесарь-сборщик получает 11-13 тысяч рублей, и этот заработок в Тамбове считается приличным. При этом стало нормой, когда рядовой госслужащий, умеющий пользоваться компьютером на уровне "чайника" и ничего не производящий, получает вдвое больше. Вот и реализуют молодые люди свои амбиции не на производстве, а на чиновничьем поприще, разнося по начальству бумажки. Зато, знакомясь с девушкой, приятнее сообщить, что ты управленец, пусть даже несостоявшийся, чем слесарь, пусть и высококвалифицированный.
К тому же работодатели в реальном секторе не просто нарушают трудовое законодательство, а полностью его игнорируют. Проследить же за исполнением некому. Профсоюзы слабы, на малых предприятиях их вовсе нет, так что наемные работники не защищены. Вот выпускники школ и шарахаются от производства как черт от ладана.
За годы советской власти государство, кажется, только тем и занималось, что славило человека труда, открывало профтехучилища, одаривало слесарей-инструментальщиков, ткачих-многостаночниц, токарей-изобретателей орденами и званиями. Но престиж заводского рабочего, несмотря на все усилия, оставался низким. Но теперь даже этого нет. Зато есть целевая программа "Формирование кадрового потенциала Тамбовской области на 2007-2010 годы". Но "дырки" на производстве ею не заткнешь.