Новости

20.05.2008 04:47
Рубрика: Экономика

Неучи за рулем

Почти половина водителей автобусов на Дону не смогли сдать экзамен по правилам дорожного движения

С сегодняшнего дня дорожает проезд в маршрутках с 10 до 15 рублей. На очереди - увеличение стоимости проезда и в пассажирских автобусах. Между тем маршрутки остаются самым аварийно опасным видом транспорта. Во время проверки в 195 АТП области выяснилось, что 40 процентов водителей пассажирских автобусов не знают азов - правил дорожного движения. Они не смогли сдать экзамен с первого раза!

Рекордсменами по профнепригодности стали сотрудники гуковского АТП "Оригинал-Юг", свыше 65 процентов водителей которого не смогли ответить на вопросы по правилам дорожного движения. В АТП Семикаракорска таких водителей - 56 процентов.

Высокие чины местного управления ГИБДД признают, что недостатки в обеспечении безопасности связаны с тем, что руководители предприятий и владельцы транспорта стремятся максимально увеличивать свою прибыль, забывая при этом о соблюдении режима труда и отдыха водителей, повышении их квалификации.

Эта проблема становится особо актуальной потому, что аварийность даже с участием легальных компаний пугающе высока и растет год от года.

В каждом городе области наряду с законно действующими транспортными предприятиями пассажирские перевозки осуществляют нелегалы. Это признают и сами руководители более чем 60 АТП области, и областное министерство транспорта. И просят разобраться в сложившейся ситуации донские власти.

Дорожная рулетка

Наш коллега ехал из Волгограда в Ростов на междугородном автобусе, за рулем которого находился пьяный водитель. Спрашивается, кто и как выпустил горе-водилу на трассу? И как надо было поступить пассажирам в такой опасной ситуации? Выскочить ночью из автобуса, бросив багаж и взяв на руки детей, остаться на дороге?

В константиновском АТП есть фельдшер, который вроде бы проводит предрейсовые медосмотры. Но как? Кабинет медпункта совмещен с диспетчерской. Фельдшер не имеет спецподготовки для такой работы, не знает требований и не владеет методиками. Учета водителей не ведется, никто в глаза не видел алкотестеров и экспресс-тестов на наркотики. Впрочем, как и всего необходимого для оказания первой медицинской помощи. Аналогичная ситуация на АТП-3 Волгодонского района, а также на автотранспортных предприятиях в Миллеровском, Зерноградском, Азовском районах.

В Ростове перевозками пассажиров в микроавтобусах занимаются больше 10 транспортных компаний, из которых только две - муниципальные. Как соблюдаются у них условия труда водителей?

- Рабочий день у меня начинается в пять часов утра и заканчивается в 11 часов вечера, - рассказал водитель одной из частных компаний. - А в АТП, к которому приписаны маршруты, закрываются табели, по которым ты отработал всего лишь… 8 часов. Остальное время мы "пашем" на хозяина "Газели", на которой работаем, на частное лицо, заключившее с АТП договор об аренде машин.

Заработная плата самих водителей, независимо от формы собственности их предприятия, - одна из самых низких в области. В Гуково, Зернограде водители получают 3500 - 4000 рублей в месяц, в Новошахтинске - 4500.

Поездка без правил

В прошлом году сотрудники ГИБДД Ростовской области провели более трех тысяч проверок автотранспортных предприятий, в результате которых запретили эксплуатировать более полутора тысяч единиц автобусов и оштрафовали более тысячи юридических и должностных лиц. Притчей во языцех стал случай, когда на маршруте в центре города целый день работала "газель" с входной дверью, державшейся только на матерных заклинаниях самого водителя.

Но вопрос техники в принципе решаем - администрация Ростовской области поддерживает транспортные предприятия, участвующие в реализации инвестиционных проектов, и предлагает схему субсидирования процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам за счет средств областного бюджета. А как быть с человеческим фактором?

В Элисте 14 предпринимателей, занимающихся пассажирскими перевозками, были оштрафованы на три тысячи рублей каждый за нарушения правил безопасности перевозок.

По информации пресс-службы республиканской прокуратуры, в ходе проверки были выявлены случаи управления маршрутками водителями без предварительных медицинского и технического осмотров, путевого листа, с просроченным сроком лицензии.

Одно из характерных нарушений - перевозка большего количества пассажиров, чем это положено. Этим грешат не только в Калмыкии…

Загородный маршрут

Еще одна тревожная тенденция: пригородные и междугородние рейсы все активнее обслуживают автобусы малой вместимости. По словам заместителя министра автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области Евгения Лебедева, использование неприспособленного для дальних маршрутов транспорта - серьезная проблема. Багаж в маршрутке положить некуда, ремней безопасности тоже нет. Поэтому получается, что по 200-300 километров люди вынуждены ехать в забитом сумками салоне, крепко держась за спинки сидений соседа.

Против такого использования маршруток выступает прежде всего Минавтотранс России - по международной классификации они не подходят для перевозок на дальние расстояния, и использовать их нельзя.

Маршрутки могут перевозить пассажиров на расстояния не более 100 километров. Но ушлые предприниматели ловко обошли этот момент и сделали дальние рейсы автобусов малой вместимости "заказными", то есть вроде как разовыми.

На нарушителей, конечно, наложили штрафы, но маршрутки, набитые пассажирами, по-прежнему колесят по трассам. Остается одна мера - удаление нарушителей безопасности пассажиров из списка перевозчиков - расторжение с ними договоров.

Ежедневное дорожное шоу для пассажиров "Доедем ли на работу?" продолжается, водители по-прежнему без оглядки на знаки крутят баранку - как будто играют с нами в "русскую рулетку".

Мнения

Александр Коверзин, начальник управления ГИБДД ГУВД по РО:

- Надо эффективнее бороться с причинами, а не с их последствиями. Например, чтобы председатели комиссий по безопасности дорожного движения, которые есть в каждом муниципальном образовании, учитывали соблюдение всех требований к автопредприятиям во время конкурсных отборов пассажироперевозчиков.

Дживан Вартанян, министр автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области:

- Цифры травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий удручающие. Мы ежегодно теряем в ДТП до тысячи человек - это колоссальная цифра! Причем это молодые люди в возрасте до 40 лет. Со своей стороны, мы стараемся сделать все для улучшения улично-дорожной сети - на эти цели из бюджета Ростовской области в 2008 году выделено на 60 процентов больше средств, чем в прошлом.

Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Юг России ЮФО Ростовская область