Минсельхоз разрабатывает концепцию продовольственной безопасности, которую обсудят в Совбезе.
Об этом статс-секретарь, замминистра ведомства Александр Петриков сообщил на заседании Комитета Госдумы по аграрным вопросам. Его глава Валентин Денисов подтвердил корреспонденту "РГ", что пришло время вернуться и к закону о продовольственной безопасности. Подготовка проекта ведется уже несколько лет.
Теперь всем уже известно, как дорого на самом деле обходится ставка на "дешевую" импортную еду. По мнению Валентина Денисова, нужно разработать и принять совершенно новый по содержанию документ: ситуация на рынке изменилась, приняты некоторые "смежные" законы. А главное, понятие "продовольственная безопасность" теперь трактуют много шире, чем прежде. Это не просто продовольственная независимость, то есть возможность страны обходиться без импортной еды. А способность государства гарантировать каждому гражданину России физическую и экономическую доступность качественного продовольствия.
На совещании по селу, которое в понедельник провел в Ессентуках Владимир Путин, по сути, уже царил дух закона о продовольственной безопасности. Премьер-министр заявил, что правительство в первоочередном порядке займется проблемами сельского хозяйства, будет развивать отечественный АПК и укреплять стабильность внутреннего продовольственного рынка.
А поскольку еда в нашей стране подорожала под воздействием роста цен на мировом рынке, Владимир Путин поручил провести инвентаризацию внешнеторговых соглашений в агропромышленной сфере на их соответствие интересам России - отечественного производителя и потребителя.
По словам министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, только в первом квартале этого года импорт свинины вырос на 38 процентов, а сухого молока - вдвое. В прошлом году в Россию завезли чужой еды на 27 миллиардов 600 миллионов долларов США. "В таких условиях стабильного продовольственного рынка быть не может", - заявил глава минсельхоза. Ученые называют различные пороговые значения объемов импорта, превышение которых ведет к угнетению внутреннего производства - в основном от 15 до 25 процентов. Российский рынок насыщен провизией иностранного производства на 40 процентов.
Очевидно, сторонников идеи принятия закона о продовольственной безопасности теперь будет больше. Но и противников остается достаточно. Ставка на отечественное продовольствие ударит по интересам импортеров. То есть в конечном счете по экономикам стран-поставщиков. Опыт показывает, как неохотно они уступают однажды завоеванные рынки. И какое политическое давление оказывают, чтобы их сохранить за собой.
К тому же потребуются дополнительные бюджетные вложения в сельское хозяйство, чтобы оно могло развиваться интенсивнее, а его продукция - успешно конкурировать на рынке с продовольственными товарами из-за рубежа. Экономическая доступность продовольствия для всех граждан страны тоже стоит больших денег. Да и эффективный контроль качества продукции влетит в копеечку. Придется отслеживать путь продукта буквально от поля и кормушки до розничного прилавка. Конкретную сумму всех этих расходов еще предстоит высчитать.
Что же на другой чаше весов? Алексей Гордеев утверждает, что бюджетные затраты на бесплатное лечение можно было бы серьезно сократить, если бы все гражданы страны нормально питались. И, наконец, развитие сельского хозяйства стало бы важным способом в борьбе с бедностью. Ведь более шестидесяти процентов всех малоимущих живет именно на селе.
Рано или поздно выбор между неприкосновенностью казны и здоровьем нации все равно предстоит сделать. А пока в различных авторитетных организациях только подступаются к обсуждению темы продовольственной безопасности.
Председатель Всероссийского общества потребителей Петр Шелищ предложил оказывать неимущим россиянам адресную продовольственную помощь. То есть перенять у американцев практику наделения граждан продовольственными талонами. Бизнес эту идею поддержал. Еще раньше ее высказывал министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Рост издержек в аграрном производстве и высокий спрос на провиант на мировых рынках толкают цены вверх, и аграрии не в состоянии противостоять этой тенденции. Всякого рода замораживания лишают село и переработчиков прибылей, а еду по "фиксированным" ценам в итоге покупают не только пенсионеры и безработные, но и вполне обеспеченные люди.
Правда, идея возврата к карточкам вызывает у нашего народа протест. Этой весной, когда цены на хлеб на Сахалине резко подскочили, губернатор Александр Хорошавин гипотетически предположил, что области, возможно, придется подумать над введением продовольственных талонов для малообеспеченных семей. Но восторга у граждан, в том числе и малообеспеченных, это предложение не вызвало.
Если российское правительство все же решится на адресную продовольственную помощь в масштабах всей страны, реакция общества будет зависеть от формы поддержки. В конце концов в советские времена талоны на табак вызывали негодование, а номенклатурные заказы - зависть.
К теме продовольствия обратился и Комитет по аграрным вопросам Госдумы. Как заявила на заседании думского комитета Людмила Гордиенко, начальник Московской городской инспекции по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в прошлом году каждый третий исследованный образец продовольствия не соответствовал требованиям нормативной документации по показателям безопасности и качества.
Впрочем, заместитель начальника Управления санитарного надзора Роспотребнадзора Борис Бакетько считает, что качество продовольствия находится под контролем, а санитарно-эпидемиологическая обстановка в стране стабильна. За последние десять лет стало меньше проб продовольственного сырья и пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам. Причем цифры Борис Бакетько приводит отнюдь не такие пугающие, как его столичная коллега Людмила Гордиенко - по микробиологии не лезут ни в какие ворота 5,8 процента проб, по химическому составу 3,4 процента. Однако председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Валентин Денисов считает, что проблем в области качества достаточно.