Новости

22.05.2008 03:59
Рубрика: Экономика

Безбилетники

Виртуальная покупка

Бумажные билеты на самолеты уходят в прошлое.

В первый день лета по требованию Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) все крупнейшие российские авиаперевозчики должны перейти на электронные авиабилеты, так называемые e-ticket, на все международные рейсы. Это обстоятельство вызывает естественные опасения пассажиров: останутся ли в ходу такие привычные бумажные аналоги и будут ли с такими билетами пускать за границу?

Если разобраться, ничего сверхъестественного в нововведении нет. Многие крупные авиаперевозчики еще год назад начали приучать соотечественников приобретать электронные билеты. Статистика полетов показывает, что сегодня уже до 90 процентов пассажиров на отдельных международных рейсах пользуются безбумажными билетами. Новая система несет определенные выгоды и туристическим компаниям, поскольку позволяет существенно упростить процесс оформления документов. Например, сегодня через Интернет оформляются многие чартерные рейсы до Антальи.

"Преимущества безбумажного билета очевидны: информация о путешествии, отражаемая на авиабилете, не печатается на бланке, а хранится в базе данных авиакомпании в электронном виде. Следовательно, билет не может потеряться или быть украден", - говорит пресс-секретарь авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал.

Можно поездом

Железнодорожники включились в эксперимент с электронными билетами практически одновременно с авиаперевозчиками.

На днях они опубликовали свою статистику "безбумажной работы". Так, по данным компании "Российские железные дороги", за год через Интернет было оформлено более 165 тысяч онлайн-билетов. Чаще всего электронные билеты покупают пассажиры в возрасте от 26 до 35 лет. Подавляющее большинство из них - почти 70 процентов - мужчины.

Наша справка

Комитет Госдумы по транспорту собирается предложить правительству провести проверку авиазаправочных организаций на предмет возможного ценового сговора. Депутатами рекомендовано разработать комплекс мер по предотвращению необоснованного повышения цен на авиационное топливо, "как главного фактора, ограничивающего доступ услуг воздушного транспорта для населения".

компетентно

Бумага все стерпит

Безусловно, в покупке билетов через Интернет есть свои преимущества.

Регистрация на безбумажный рейс занимает меньше времени. Электронный билет можно всегда купить для своих родственников или знакомых, которые находятся в другом городе, им остается только прийти на регистрацию.

Кроме того, некоторые авиакомпании при такой форме бронирования и оплаты предлагают скидки. И все же сегодня как в небе, так и на земле в среднем не больше 10 процентов пассажиров предпочитают электронные билеты традиционным бумажным. По мнению менеджера одного из крупнейших туроператоров Ирины Мельниковой, многие клиенты сознательно не хотят связываться с виртуальными билетами и по старинке больше доверяют бумажным носителям.

К тому же, по словам Ирины Колесниковой, к переходу на электронные билеты готовы далеко не все российские аэропорты. Для пользования системой e-ticket должна быть установлена специальная программа регистрации пассажиров и багажа, но сегодня не у всех аэропортов есть на это средства и возможности. Кроме того, слабо развита продажа таких билетов в агентской сети. Многие продавцы по привычке предлагают пассажиру бумажные билеты.

Возможно, именно благодаря такому стечению обстоятельств перевозчики обещают пока оставить в обращении бумажные билеты. Тем более что требования IATA перейти на безбумажный процесс носят, как уверяют авиакомпании, скорее рекомендательный, чем ультимативный характер. И все же дыма без огня не бывает. Как удалось выяснить "РГ", обязательным это требование является для авиакомпаний, которые продают билеты на так называемом нейтральном бланке, без указания конкретной авиакомпании. А этой системой сегодня пользуются многие, в том числе и крупнейшие российские авиаперевозчики. Именно с такими "безликими" билетами после 1 июня доступ за границу россиян будет закрыт.

потребительский ликбез

Как приобрести билеты через Интернет

Есть два способа. Первый - пассажир приходит в кассу или турагентство, оплачивает перелет, а на руки получает кассовый чек и маршрутную квитанцию. Второй способ - самостоятельно приобрести билет через Интернет.

Системы онлайн-бронирования есть на сайтах всех авиакомпаний, работающих по системе e-ticket. Корреспондент "РГ" на себе проверил, легко ли купить билет, не выходя из-за компьютера.

Для начала нужно выбрать город назначения и дату. Я решила слетать в Санкт-Петербург. Система выдала мне несколько вариантов. На самый ранний рейс все билеты в эконом-классе были уже проданы, поэтому мне пришлось выбрать дневной рейс. По деньгам вышло 2300 рублей. Я подтвердила свое желание лететь, после чего компьютер предложил ввести свои данные. Замечу, что я ошиблась, добавив лишнюю цифру к номеру паспорта. Электронный "кассир" меня тут же об этом предупредил. Только когда было все правильно заполнено, открылась страничка для заполнения данных в банковской карточке, с помощью которой производится оплата электронного билета. Здесь важно отметить, что оплата через Интернет возможна далеко не любым "пластиком". Поэтому сначала уточните у банка, выпустившего вашу карту, сможете ли вы ею воспользоваться в данном случае.

В качестве подтверждения факта покупки на электронную почту высылается маршрутная квитанция, которая содержит полную информацию о маршруте, форме и деталях оплаты перевозки, аналогично бумажному билету.

"Отсутствие на руках маршрутной квитанции не может быть основанием для того, чтобы пассажира сняли с рейса, - заверила "РГ" пресс-секретарь авиакомпании S7 Ирина Колесникова. - И все же лучше постараться найти возможность распечатать ее, поскольку без этой бумаги у пассажира могут возникнуть некоторые проблемы, в частности на международных рейсах, когда маршрутная квитанция может понадобиться во время прохождения паспортного контроля".

На поезде манипуляции аналогичные: нужно зарегистрироваться на сайте РЖД. Указать станции отправления-назначения, желаемую дату и число пассажиров. В ответ система выдаст все поезда, следующие в выбранном направлении. Остается только указать подходящий поезд, тип вагона и место. Я выбрала поезд все на тот же Санкт-Петербург. Возможно, потому, что дата была слишком близкой, остались только места люксового класса, чья стоимость превышает 4 тысячи рублей. Если такой вариант кошельку не помеха, оплачивается проезд также с помощью банковской карты. Появившийся следом бланк заказа со штрихкодом распечатывается на принтере.

К сожалению, в случае с паровозом технология продаж хоть и близка к общемировой, но пока существенно отличается от нее, причем не в лучшую сторону. Схема покупки билета на Западе выглядит точно так же, кроме финальной стадии. Перед отправлением поезда распечатанный листок заказа нужно показать контролеру, он сверяет данные на компьютере и сажает вас в вагон. В России вы с вашей бумагой идете в кассу, где должны поменять электронный билет на обычный.

Между тем

Во всех цивилизованных странах электронные билеты стоят дешевле бумажных, так как вы не занимаете время кассира, на вас не тратят бланки. Ровно так и происходит с авиабилетами. По мнению специалистов, для авиакомпаний продажа одного электронного билета обходится на 200-250 рублей дешевле. На железнодорожном транспорте миновать кассира пока не получается, поэтому за заказ билета на поезд через Интернет помимо его стоимости возьмут еще 143 рубля сбора.

Экономика Недвижимость Инфраструктура Экономика Транспорт Авиатранспорт Экономика Транспорт Железные дороги