Сборная России впервые за 15 лет выиграла чемпионат мира. Этой победы мы ждали очень долго, и вдвойне приятно, что нынешнее "золото" добыто на родине этой игры в Канаде, где в драматичнейшем финальном матче были повержены хозяева чемпионата мира.
Первенство планеты впервые проходило за океаном, и победа в нем сборной России, несомненно, войдет в историю.
В этой команде сложно выделить одного героя. Каждый, от массажиста до главного тренера, внес свой вклад в успех. Но, по общему мнению, ключевой фигурой для нашей сборной стал 38-летний форвард "Вашингтона" Сергей Федоров. Именно такого "дядьки-наставника", способного повести за собой остальных и на собственном примере научить уму-разуму молодежь, не хватило России на прошлом чемпионате мира в Москве. В Квебеке Федоров был не просто почетным ветераном. Его звено стало самым результативным в нашей сборной. Он забивал в ключевые моменты, отдавал прекрасные передачи и был душой всей команды.
В последний раз Федоров выигрывал чемпионат мира 18 лет назад. Тогда мы жили в другой стране, честь которой защищали совсем другие люди. Но когда под своды квебекского "Колизея пепси" поднимали российский флаг и играл гимн нашей страны, Сергей признался партнерам, что испытать эти ощущения снова - нечто непередаваемое. Спустя несколько часов после финала Федоров в ресторане отеля, где поселилась наша сборная, пил заслуженное светлое пиво. Но даже в этот момент он, как истинный профессионал, вырвался из окружения близких друзей и вышел из-за стола, чтобы ответить на вопросы корреспондента "РГ".
Российская газета : Сергей, вы были у главного тренера на особом счету? Все-таки вместе на лед когда-то выходили?
Сергей Федоров : Это вопрос, наверное, к Вячеславу Быкову. Но, как я понял, он надеялся на меня. И когда вместе с Игорем Захаркиным прилетел в Вашингтон, я спросил: "Как вы видите в сборной лично меня, Сергея Федорова?" Быков ответил: "Я вижу тебя в лидерах". Я сказал, что в лидеры не рвусь. Рядом сидели Саша Овечкин и Саша Семин, и я спросил, видят ли нас тренеры как единое звено. Быков ответил утвердительно. И тогда я понял, почему он сказал о лидерах. Вроде сработало (улыбается).
РГ : К Быкову обращались по имени-отчеству?
Федоров : Я бы хотел оставить это между нами двоими. Но то, что я называл его по имени-отчеству, это точно.
РГ : В раздевалке часто брали слово на правах старшего?
Федоров : Здесь не надо делать из мухи слона. Многие ребята в течение каждой игры говорили то, что думали, и говорили по делу.
РГ : И Россия, и Канада очень долго ждали такого финала. Какие ощущения были перед решающей игрой? Оправдались ли лично ваши ожидания?
Федоров : Ощущений как таковых не было. Просто хотелось подготовиться так, как к полуфиналу или четвертьфиналу. То есть подойти к матчу в хорошем моральном и физическом состоянии. Канадцы есть канадцы, но мы тоже не лыком шиты. Не думаю, что многие ребята рассматривали этого соперника как что-то особенное. У нас был деловой хоккейный настрой. И на последних тренировках наши наставники сказали: "Нервы кончились. Остались желание, работа и терпение". Я думаю, это были самые важные слова. Чего было нервничать? Уже сыгрались, провели столько матчей вместе. Надо работать, терпеть и стараться выиграть этот матч.
РГ : Когда проигрывали сначала 1:3, потом 2:4, были абсолютно спокойны и уверены, что выиграете?
Федоров : Думаю, абсолютно спокойным в тот момент не был никто, и я в том числе. Игра складывалась очень тяжело. Судьи карали нас за любые нарушения, при том если то же самое делали канадцы, это даже не рассматривалось как нарушение правил.
РГ : Так получилось, что вы - единственный хоккеист в этой сборной, который уже выигрывал чемпионат мира. Можете сравнить свои ощущения тогда и сейчас?
Федоров : Действительно единственный? Да уж, 18 лет прошло. Обе медали имеют тяжелый, настоящий золотой вкус. Тогда мне было 20 лет, сейчас - 38. Для кого-то это может быть несущественно, но для меня - большая разница. И человек, который стоял на тренерской скамейке и выигрывал "золото" чемпионатов мира и СССР, давал мне свои силы. Это чисто личные ощущения. Я прошел ту школу, которую прошли Быков, Каменский, Хомутов, Ларионов, Макаров, Крутов, Дроздецкий, Гимаев, Васильев, Герасимов. И я сказал это после матча и Вячеславу Фетисову, и Владиславу Третьяку, и Игорю Ларионову. Без них лично для меня это было бы невозможно. Я на них смотрел, у них учился и понял тот хоккей, в который они играли в те времена. Сейчас наша сборная играет немножко в другой хоккей, но мы достигли тех успехов, которых давно не добивались. И это самое главное.
РГ : Вы получали удовольствие от игры за эту команду?
Федоров : Конечно. Хотя была и тяжелая работа. Я бы не сказал, что это был легкий турнир. Непривычно было играть из-за многих факторов. Но центральные нападающие имеют вкус ко всем действиям на льду. Я вспомнил те четыре года, которые провел в ЦСКА, - наверное, самые тяжелые в моей карьере. И 18 лет спустя в самом далеком царстве-государстве мы выиграли золотые медали для России.
РГ : Что скажете о поддержке нашей сборной на этом чемпионате?
Федоров : Я старался пожать руку всем болельщикам, которые свесились с трибун. Они были большой частью победы, и без них было бы тяжело. Я был приятно удивлен и очень рад, что Россия выслала самых лучших болельщиков, которые приехали в Канаду и смогли нас поддержать. Стадион не опустел после финала. Там было много российских болельщиков, и это было просто фантастически. Особенно для меня - человека, который последние 18 лет живет и работает в Северной Америке.
РГ : Какие чувства испытали после того, как закончился финал?
Федоров : Усталость. Глубокая, дикая усталость.
РГ : Эксперты сходятся во мнении, что если бы не вы и не Евгений Набоков, сборная бы не выиграла. Согласны?
Федоров : Я, конечно, рассматриваю это как комплимент, но не только мы с Женькой сыграли на этом турнире. Наши командные действия, открытость тренерского штаба, взаимопонимание - все сыграло свою роль. Потому что когда выступаешь за Россию, это совершенно особая атмосфера и абсолютно иные чувства.
РГ : Приема у президента страны в первый раз удостоились?
Федоров : Нужно уважать страну и тех людей, которые ею управляют. И это, конечно, фантастика, что нас пригласили всей командой к президенту. В Кремле я бывал раньше, но точно не по таким поводам. Да и просто этого не помню. Это было так давно, когда мы встречались с видными деятелями нашего государства. Но к президенту на прием точно попал впервые.