На Каннском фестивале произошло событие абсолютно уникальное: здесь чествовали знаменитого португальца Маноэля Де Оливейру, одного из последних представителей классического авторского кино.
Повод невероятный: кинорежиссеру, который каждый год создает по фильму, да и теперь работает над очередной картиной, исполняется сто лет.
Еще год назад Каннский фестиваль показывал киноальманах "У каждого свое кино", где Де Оливейре принадлежала одна из лучших новелл. Тогда же состоялась премьера его картины "Загадка Христофора Колумба", где 99-летний актер-режиссер сыграл главную роль. Теперь он вовсю снимает в Лиссабоне драму"Странности Рапариги Лойры". А кроме того, он писатель, драматург, оператор, мастер монтажа и спец по кинозвуку - жизнь неправдоподобно насыщенная и плодотворная, хороший пример для подражания..
Чествование мастера состоялось в главном фестивальном зале "Люмьер" в присутствии многих его знаменитых коллег, в том числе ветерана американского кино Клинта Иствуда. Начался этот вечер с показа фильма "Один день из жизни Маноэля де Оливейры", сделанного лично президентом фестиваля Жилем Жакобом. Затем именитого португальца увенчали Золотой пальмовой ветвью за вклад в киноискусство и показали кое-что из его ранних работ.
Канн давно котируется как идеальное место для политических акций: любая будет немедленно замечена и получит мировой резонанс. Во вторник по Круазетт прошли с плакатами пятеро монахов из Мьянмы, требующих от своего правительства снять блокаду иностранной помощи пострадавшим от разрушительного тайфуна. "Блокада обрекает сотни тысяч людей на голодную смерть, - выкрикивали они, - нам нужна помощь!" К демонстрантам присоединилась известная английская актриса-певица Джейн Биркин, призывавшая хунту вспомнить о гуманизме.
Тем временем в главном конкурсе фестиваля показали итальянский фильм "Гоморра" Маттео Гарроне - вновь о мафии, на этот раз неаполитанской. Картина начинается очень эффектно: нирвану среди марсианских сооружений, озаренных неземным светом, грубо "опускают" в прозу местной жизни: в обычном неаполитанском СПА выстрелами в упор сводят какие-то счеты мафиози. От сонма подобных лент фильм Гарроне отличается почти документальным бесстрастным стилем. Он показывает, как растущие в таком окружении подростки неизбежно попадают в сети все той же мафии, учатся взрывать и убивать. Картина тематически перекликается с конкурсным фильмом бразильца Вальтера Саллеша "Линия защиты" - она столь же безысходна и депрессивна.
Вообще, мрачные настроения нынешнего кино по мере продвижения фестиваля к финалу становятся все более заметными и навязчивыми: авторы словно все разом потеряли остатки веры в человечество. Так что деятельные Индиана Джонс, экспрессивные герои Вуди Аллена и даже необаятельный "кун-фу панда" составили этому болотному "артхаусному" мраку приятный и даже необходимый контраст.
Монотонный конкурс косвенно говорит о растерянности крупнейшего европейского фестиваля. Известный своими поисками новых тенденций, он давно не делал сколько-нибудь актуальных художественных открытий. Последним была датская "Догма", но она уже много лет как забыта, и даже ее инициатор, фирменный возмутитель спокойствия Ларс фон Триер залег на дно и на фестивали больше не ездит. Год от года принцип отбора фильмов в Канне становится все более непонятным: селекционеры явно нервничают, мировое кино перестало питать их фантазию.
Совершенно неясно, например, чем они руководствовались, приняв в главный конкурс филиппинскую ленту Брилланте Мендозы "Сервис". Разве только желанием расширить круг стран-участниц. Но открытие новой культуры не состоялось. В центре картины - семья владельцев порнографического кинотеатра, вся жизнь которой протекает под ритмичные всхлипы и взвизгивания, несущиеся с экрана. Режиссера явно прельщают лавры, полученные его собратом по тематическому кругу Цай Мин-Лянем ("Капризное облако"), но его картина еще более тошнотворна, ее уже вполне можно отнести к разряду примитивного порно. В критических рейтингах этот фильм занял последнее место: почти все критики выставили ему уничтожающие кресты.
Немногие из режиссеров-классиков соглашаются участвовать в киноконкурсах - опасаются проиграть, что было бы, при их статусе, как-то неудобно. Как истинный ковбой, Клинт Иствуд выше таких малодушных страхов: несмотря на обидный проигрыш в 2003 году с фильмом "Таинственная река" здесь же, в Канне, он снова отдал в конкурс свою картину "Подмена". Сюжет основан на реальных событиях 1928 года, когда у жительницы Лос-Анджелеса Кристины Коллинз похитили девятилетнего сына Уолтера. Через пять месяцев полиция его нашла и торжественно, при стечении фоторепортеров, вернула безутешной матери. Только это был уже совсем другой мальчик - двенадцатилетний Артур. Полицейским важно было закрыть зависшее дело, и этой простенькой подменой они попытались заткнуть женщине рот. Через невероятную историю встает вся славная биография "города Ангелов" с его процветавшей коррупцией, "крышеванием" и бесчисленными убийствами. Об этой эре недавно напоминал и фильм "Черная орхидея" Брайана Де Пальмы - об одном из самых громких убийств 1947 года. У Иствуда случай более рутинный: простая трудяга вступила в безнадежный бой за своего исчезнувшего сына с насквозь прогнившим полицейским аппаратом. Ей пришлось вкусить все прелести беззаконного закона, от психушки, куда упрятали бунтарку, до риска быть убитой.
Случай этот потряс Клинта Иствуда: "Жизнь, как всегда, преподносит сюрпризы почище любого драматурга". Он прочитал сценарий в самолете, возвращаясь с Берлинского фестиваля, и немедленно согласился его ставить. Главную роль с энтузиазмом взялась играть Анджелина Джоли, которую Иствуд сравнивает с самыми выдающимися актрисами "золотой поры" Голливуда - Кэтрин Хэпберн, Ингрид Бергман, Бетт Дэвис. Джоли приняла эту историю близко к сердцу: "Я не хотела сниматься в фильме о похищении ребенка. Такие вещи неизбежно что-то меняют в твоей жизни, окружении, твоем мире, твоих мыслях. Но мужество этой женщины меня потрясло, и я полюбила эту историю, потому что она актуальна и теперь, когда коррупция еще в полной силе, мы с ней постоянно сталкиваемся. Потерять ребенка - что может быть страшнее! Особенно если ты не знаешь, где он и что с ним. Я представляла, как если бы подобное произошло со мной, и мне делалось по-настоящему жутко", - говорила она в переполненном зале пресс-конференций.
Анджелина Джоли - мать не только своей дочери от Брэда Питта, но и троих усыновленных детей, а теперь ждет двойню. Актриса призналась, что своей героине в фильме "Подмена" постаралась придать черты своей умершей в прошлом году матери. "Она точно так же была нежной и в принципе довольно спокойной, но когда дело касалось ее детей - тут она превращалась в львицу. Я ее потеряла буквально за пару месяцев до начала съемок. И фильм дал мне возможность словно навестить ее, еще немного побыть вместе с ней".
До объявления вердиктов жюри осталось ждать уже недолго: в воскресенье 25 июня глава судейской коллегии Шон Пенн объявит лауреатов 61-го Каннского кинофестиваля.