Пожалуй, никто из министров, регулярно появлявшихся на "правительственных часах" в Госдуме, не слышал от депутатов в свой адрес столь лестных слов, каких вчера дождалась, придя на Охотный Ряд, глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина.
"Умный, короткий и содержательный доклад" - так оценили ее выступление депутаты. Общее мнение было подкреплено частным предложением: "Побольше бы женщин в правительстве!" Между тем тема вчерашнего "правительственного часа" - первого для обновленного кабинета министров - была непростой. Обсуждались меры по переходу от государственного контроля и надзора к механизмам саморегулирования участников рынка в различных отраслях экономики. И здесь возможны были разные подводные камни и мели, на которые могла натолкнуться дискуссия. К примеру, строительство. Можно ли доверять полностью контроль за ним сообществу самих строителей? Или туризм. Где искать бедному обманутому туристу справедливость, если государство от проблем гражданина отвернется, а все туркомпании будут заодно. В нижней палате оказалось немало депутатов, которые механизмы саморегулирования путали с круговой порукой профессионального сообщества и вспоминали цеховую историю российского ремесленничества - "не приживаются на нашей почве чужеземные традиции".
Однако Эльвира Набиуллина смогла убедить многих из тех, кто сомневался в эффективности механизмов саморегулирования, объяснив, что без них "мы не сможем решить амбициозную задачу по переходу на инновационный путь развития, которую перед собой поставили". "Инновационное развитие, - сказала глава минэкономразвития, - предъявляет высокие требования к стандартам ведения бизнеса, его гибкости, адаптивности. Соответственно должна измениться и вся система государственного регулирования. Она должна минимально стеснять рыночные отношения, но обеспечивать при этом безопасность продукции, предоставлять большую свободу предпринимательству, одновременно увеличивая ответственность за недобросовестное поведение". Именно поэтому, по словам Набиуллиной, уделяется внимание снижению административных барьеров. Административные механизмы регулирования заменяются финансовыми гарантиями и страхованием, обязательная сертификация - декларированием, а разрешительная система начала ведения бизнеса - уведомительной. Сокращается число проверок в бизнесе.
При введении саморегулирования меняется и роль государства при установлении стандартов. До недавнего времени единственным источником стандартов в России являлось государство. И оно постоянно опаздывало с их обновлением, не успевая за новыми реалиями. А старые стандарты, как заметила Набиуллина, - это частый источник коррупции, "так как бизнес все равно находит обходные пути, как внедрять новые технологии, и несет при этом существенные издержки". При саморегулировании разработкой и принятием стандартов будут заниматься участники рынка, причем только небольшая часть этих стандартов будет требовать утверждения государством.
"Саморегулирование предполагает имущественную ответственность перед третьими лицами, - продолжала свой экономический ликбез в Думе глава мин экономразвития. - Это реальная, а не просто декларируемая ответственность перед потребителями". "Мы рассчитываем, - сказала она, - что с введением саморегулирования истории с обманутыми дольщиками, вкладчиками, обманутыми туристами уйдут в прошлое". И привела свежий пример: в туристической сфере, где лицензирование было заменено финансовыми гарантиями, резко увеличилось количество досудебных споров с потребителями. И первые пострадавшие туристы начали получать денежные компенсации за некачественно оказанные услуги. То, чего не было при системе лицензирования. Как заявила Набиуллина, саморегулирование создает более эффективную систему контроля за участниками рынка, потому что саморегулируемая организация отвечает перед потребителем и государством. И чем лучше она будет контролировать своих членов, тем меньше у нее будет денежных издержек при компенсации убытков. Саморегулирование, по словам Набиуллиной, - это один из эффективных способов борьбы с рейдерством. Аргумент был очень веским.
И народные избранники решили поддержать нужными законами правительственные меры по активизации перехода госконтроля и надзора на саморегулирование участников рынка в различных сферех экономики.