Участники белорусской антарктической экспедиции, работавшие в составе 53-й российской антарктической экспедиции (РАЭ), вернулись в Минск. На самом холодном континенте земли исследователи провели пять долгих месяцев. Потом - изматывающая дорога домой. Но на отдых времени нет - впереди подготовка к новому путешествию. Чем запомнилась и что принесла последняя экспедиция? Об этом корреспондент "СОЮЗа" поговорил с ее руководителем, заместителем начальника Республиканского гидрометеоцентра Алексеем Гайдашовым.
Основной целью, которая стояла перед белорусскими полярниками, было проведение научных исследований в области гидрометеорологии и изучение содержания озона в атмосфере, а также подготовка условий для размещения следующих сезонных антарктических экспедиций. Этим они и занимались большую часть времени. Обживали и приводили в порядок российскую базу "Гора Вечерняя". Убирали перегородки, расширяя тесные комнатушки, смонтировали системы жизнеобеспечения - сезонный водопровод, дизельную электростанцию. Соорудили даже небольшой душ с горячей водой - чтобы каждую неделю не ездить в баню на соседнюю станцию "Молодежная". Конечно, особого лоска на "горе" навести не удалось - пятизвездочных гостиниц в Антарктиде не бывает в принципе. Полярный быт рассчитан на непривередливых людей. Но участники следующей белорусской экспедиции в обновленных помещениях будут точно чувствовать себя более комфортно и иметь возможность заниматься научными исследованиями в приемлемых условиях.
Напомним: законсервированную станцию, которая принадлежит России, передали белорусам во временное пользование. По словам специалистов, уже подготовлено межправительственное соглашение, которое должно закрепить отношения между двумя странами. Возможно, базу продадут, возможно - сдадут в аренду. Сейчас документ находится на стадии согласования в Москве.
В Антарктиде полярники не только стучали молотками, но и занимались научной работой. Проводили озонометрические, метеорологические и геологические исследования.
- Успел провести пробные погружения для испытания нового подводного снаряжения, - добавляет Алексей Гайдашов. - Температура воды - около нуля, кисти рук мигом превратились в ледышки. Техника погружения схожа с обычной работой легкого водолаза, но есть и нюансы. К примеру, нужно учитывать влияние приливов и отливов, состояние ледяного покрова, наличие подводных течений, рельеф дна.
Кроме того, белорусские полярники проводили геологические изыскания, привезли с собой более 500 различных образцов. Среди них - уникальный камень относительно небольшого размера, который, однако, обладает необычной раскраской, а главное - большим удельным весом, около 150 килограммов. Ученым еще предстоит определить его происхождение, но, скорее всего, камень появился в результате процессов древней вулканической деятельности. Хотя вполне может оказаться, что это "странник" из космоса - обломок метеорита.
Белорусы в Антарктиде не новички - во времена СССР участвовали практически во всех экспедициях. Но в независимой истории страны на самом холодном континенте Земли полярники делают лишь первые шаги. Сейчас в экспедиции участвовали четверо исследователей, и лишь Алексей Гайдашов, побывавший в Антарктиде не раз, не понаслышке знал о всех ее опасностях.
- Поначалу ребята храбрились, - говорит Алексей. - Мол, ничего страшного на ледовом континенте нет. Действительно, когда приехали, погода была замечательная - солнышко, безветренно, температура в районе минус трех. Когда проводили разметку трассы от станции "Молодежная" к базе "Гора Вечерняя", они недоумевали: зачем так часто, через каждые 30-40 метров, ставить вехи? Но очень скоро, когда Антарктида показала свой норов, мою правоту признали. Больше не спорили.
Гайдашов не скрывает - им в экспедиции была введена не просто твердая, а жесткая дисциплина. Но так и должен действовать руководитель полярной экспедиции. Без четкого подчинения новичок рискует сразу же угодить в беду. А Антарктида, как известно, не прощает даже малейшей оплошности.
Впрочем, опыт приходит с практикой. Это лишь первые белорусские "ласточки", которые всерьез почувствовали, что такое сезонная экспедиция. По словам Гайдашова, есть среди них ребята, которые в будущем наверняка свяжут свою судьбу с Антарктидой. Например, 24-летний Виктор Демин.
- Виктор - парень рассудительный, правильно реагирует на замечания, умеет быстро исправлять ошибки, - высказывает свое мнение Гайдашов. - В Антарктиде он занимался озонометрией и, если нужда в подобных исследованиях будет и во время следующей нашей экспедиции, обязательно примет в ней участие.
Кстати, в Антарктиду нынче стремятся попасть и многие туристы. "Снежный космос", как называют ее специалисты, притягивает любителей экстрима. Не исключено, что когда-нибудь покорять шестой континент отправятся и белорусские туристы. В России, к слову, уже давно работает тур-оператор, который предлагает такие услуги. По ехать может любой желающий, были бы деньги. Хотя антарктическое сообщество к таким развлечением относится с прохладцей.
Говоря официальным языком, главная цель "полярного" сотрудничества наших стран заключается в логистическом содействии и обмене информацией. Наиболее приемлемая и экономически выгодная для белорусских полярников схема транспортировки в Антарктиду также "завязана" на российские маршруты. Они проработаны и давно устоялись. Конечно, можно пойти другим путем и зафрахтовать, например, ледокол в ЮАР, но стоить это будет очень дорого - около 80 тысяч долларов в сутки. А ведь дорога занимает больше 20 дней...
- В следующую экспедицию планируем отправить уже значительно большее количество специалистов, - продолжает А. Гайдашов. - Поэтому прорабатываем несколько вариантов транспортировки. Вполне может быть, одна часть группы отправится на российском судне "Академик Федоров", другая полетит на континент на зафрахтованном самолете. Впрочем, пока этот вопрос находится в стадии проработки.
Это - чисто экономические причины, обусловливающие необходимость сотрудничества. Но есть ведь еще и человеческие, гораздо более важные. По словам белорусских ученых, вместе с российскими коллегами они чувствовали себя одной командой, понимали друг друга с полуслова.
Вместе полярники отмечали Новый год. Попарились в бане, сыграли в нарды и бильярд, а праздник встретили дважды - по минскому и московскому времени. Но и в будни не оставляли друг друга без внимания. Дважды в день Гайдашов по рации держал связь с начальником станции "Молодежная", в ходе которой проходили обмен мнениями, корректировка совместных рабочих мероприятий, сообщалось о самочувствии участников экспедиции.
Белорусы не взяли с собой повара (из-за небольшого состава группы такое было нерентабельно), поэтому готовили сами, по очереди. Свежий хлеб, понятно, не выпекали - обходились хлебцами. Но каждый раз, когда бывали на "Молодежке", получали щедрое угощение от российских друзей в виде нескольких буханок свежеиспеченного хлеба.
Вместе радовались, когда Беларусь присоединилась к Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике. Вместе и горевали - из этой экспедиции не вернулись двое российских полярников...
За две недели до отъезда белорусские полярники перебазировались на станцию "Молодежная" и плечом к плечу с россиянами выполняли работы по консервации полевой базы. Станцию в этом году эвакуировали в экстренном режиме - сложились непростые ледовые и погодные условия. Количество вертолетных рейсов на судно "Академик Федоров" решили сократить, а значит, нужно было брать с собой лишь самое необходимое. Но после обращения к российским коллегам о том, что белорусам в их первую полноценную экспедицию необходимо забрать как можно больше материалов исследований, руководство 53-й РАЭ пошло навстречу - основная часть научных экспедиционных материалов была доставлена на борт "Академика Федорова".