22.05.2008 01:01
    Поделиться

    Общественные организации провели в Барнауле и Горно-Алтайске пикеты против строительства Катунской ГЭС

    Представители общественных организаций провели в Барнауле и Горно-Алтайске пикеты с требованием отказаться от реализации проекта.

    На нулевой километр краевого центра пришло более сотни барнаульцев. В руках - зеленые воздушные шары и плакаты, как акцентировали сами пикетчики, "с абсолютно не политизированным содержанием". Действительно, надписи "Нет - плотинам! Да - альтернативам!" или "Права на чистую Катунь нужно отстаивать!" политической подоплеки вроде бы и не имели. Однако развернуты плакаты были так, чтобы их смогли прочитать не только прохожие, но и (при желании, конечно) чиновники из окон краевой администрации.

    На удивление было много молодежи. Заявить свою позицию пришли и известные в крае люди из числа представителей вузовской науки и общественных экологических организаций. Корреспонденты "РГ" там же, на нулевом километре, провели с ними импровизированный "круглый стол".

    Андрей Иванов, доктор философии, профессор АГАУ:

    - Республиканские власти успокаивают общественность тем, что водохранилище спроектировано небольшим и потому неопасным для экологии. Но они умалчивают о том, что проектом предусмотрено строительство 180-метровой плотины - той самой, что еще в 1990-е годы была отвергнута двумя государственными экспертизами.

    Строительство ГЭС еще не началось, но подготовка ведется: возводится бетонный завод, власти декларируют, что получили всю необходимую разрешительную документацию.

    Алтайская ГЭС (по сути это проект Катунской ГЭС 1980-х годов) нанесет большой вред экологии как Республики Алтай, так и Алтайского края. Будут потеряны 30 процентов поймы Оби - от Бийска до Камня-на-Оби, что приведет к утрате рыбных ресурсов, заиливанию, вообще изменению гидрологического режима. На туризме можно будет ставить крест. Будут затоплены красивейшие места, уникальный ландшафт.

    Рациональной мотивировки в действиях властей я не усматриваю. Нужно развивать свою энергетику? Согласен, нужно! Но нельзя совмещать плотину с туристической зоной. Никто в мире так не делает. Там, наоборот, плотины разрушают, как, например, в США, где находят альтернативу в малой энергетике.

    Пикет преследует две цели: во-первых, зафиксировать позицию общественности, ученых, во-вторых, привлечь к проблеме Катунской ГЭС внимание властей края. Этот пикет - не корпоративная акция экологов. Сегодня в ней принимают участие больше сотни человек, но если надо, без проблем соберется и тысяча.

    Самое удивительное, что в 1994 году правительством России было принято решение: по результатам научной экспертизы никакая плотина, какой бы высоты она ни проектировалась, никогда на Катуни построена быть не может.

    Мы готовы к диалогу с руководством республики, но не видим встречного желания. Пусть докажут, приведут аргументы, что строительство не нанесет урона экологии, покажут разрешительные документы. Их ведь никто из общественности не видел...

    Оксана Енгоян, экономист-аналитик, научный сотрудник общественного фонда "Алтай - XXI век":

    - Главный аргумент в пользу строительства, как я понимаю, - снижение энерготарифов. Это утопия. Опыт других территорий тому подтверждение. К примеру, строительство в Амурской области Бурейской ГЭС к снижению тарифов не привело. И так везде.

    Что касается решения проблемы энергозависимости региона, то как экономист скажу так: предприятиям все равно, на чьей энергии они работают. В Хакасии, например, есть "своя собственная" Саяно-Шушенская ГЭС, одна из крупнейших в мире. Но при этом Хакасия не демонстрирует экономического чуда. Более того, доходы населения там ниже, чем в РА.

    Да, энергетическая проблема в республике существует. Но решать ее можно другими способами. Например, развивая альтернативную энергетику - ветряные установки, солнечные батареи, в конце концов, возможности малой энергетики не используются. Однако мировой опыт показывает, что варианты экологического и экономически более эффективного решения проблемы недостатка электроэнергии существуют. В Китае, Германии да и практически во всех экономически развитых или бурно развивающихся странах альтернативную энергетику используют очень активно.

    Чем, вероятно, привлекает республиканские власти Катунская ГЭС? Это проект, над которым не нужно трудиться, он разработан еще в советские времена. Пусть устарел, неэффективен, запрещен экспертизами, но - вот он, готовый.

    И почему, наконец, не учитывается изменение сейсмической ситуации в Горном Алтае? Ведь произошли очень серьезные подвижки горной системы, последствия которых трудно просчитать. Они могут быть катастрофичными, зона становится очень активной. Мощная плотина может стать фактором, который спровоцирует новое землетрясение. Советую чиновникам внимательно почитать научную литературу, например, книгу "Природные опасности России". Одним из ключевых факторов, провоцирующих землетрясения, является так называемая наведенная сейсмичность - искусственные водохранилища. Они могут спровоцировать землетрясения даже там, где их никогда не было.

    Святослав Григорьев, доктор социологии, профессор:

    - Крупные предприниматели поняли, что в Горном Алтае будет трудно вести прибыльный бизнес без создания более мощной энергетической базы. Действительно, дефицит энергии породил на Алтае немало проблем - экономических, социально-бытовых. И их обязательно нужно решать. Но надо также просчитывать, к чему приведут те или иные наши действия. Если проект ведет к кардинальному ухудшению экологического благополучия населения, то зачем он нужен? Кому?

    Мы обязаны сохранить жизненное пространство для будущих поколений. И надо бороться с проявлениями рыночного фундаментализма, когда главным критерием социального прогресса провозглашается прибыль. Ситуацию надо менять - с помощью управленческих и законодательных мер.

    Виктор Ревякин, доктор географических наук, профессор, почетный член Русского географического общества:

    - В 1980-е нам удалось отстоять Катунь, и 20 лет она течет свободно. Общественность Алтайского края тогда поддержала вся страна, письма поддержки приходили со всего мира. Катунь - это символ нравственного отношения к природе.

    Что касается проблемы энергодефицита, то все это несерьезно. Во-первых, мы не научились еще рационально использовать то, что уже построено. Те же большие гидро- и электростанции. Второй фактор - туристический. В чем туристический потенциал Горного Алтая? Не в турбазах и кемпингах, а в бирюзовом цвете Катуни в сентябре и апреле.

    Построят плотину - и ничего этого не будет. Получим высыхающую чашу водохранилища и изменение уровня течения реки. Хотите понять, что будет, - съездите на Алей, ниже водохранилища, и посмотрите. Пойма Оби и Алея высохла, речка грязная, рыболовецкие предприятия давно закрылись... Не будет свободной реки - народ на Алтай отдыхать не поедет. Катунь - это стержневое звено, самый привлекательный объект для туристов.

    P.S.

    Месяц назад глава РА Александр Бердников сделал официальное заявление, суть которого сводится к следующему: что бы кто ни говорил, а строить ГЭС будем. Власти Алтайского края официальных заявлений избегают, однако известно, что они так же, как общественность, обеспокоены началом строительства. "Российская газета" предлагает руководству Республики Алтай и Алтайского края высказать свою позицию по данному вопросу или привести контраргументы, если таковые имеются.

    Поделиться