22.05.2008 00:58
    Поделиться

    Кадры из мультфильмов обеспечили успех последней в сезоне премьере челябинских кукольников

    Кадры из мультфильмов обеспечили успех последней премьере кукольников

    Сегодня и завтра в Челябинском театре кукол - последняя премьера сезона.

    Спектакль по повести Эдуарда Успенского "Гарантийные человечки" в театре готовили почти восемь месяцев. Постановщик, кукольный мэтр Александр Борок, сам написавший инсценировку, разнообразил текст Успенского кадрами из детских мультфильмов, политическими аллюзиями и "Неуловимыми мстителями".

    Жанр спектакля в программке обозначен как "театральная фантазия". Совершенно точно: фантазия безграничная, и все очень театрально. "Самая правдивая история о тех, кто живет внутри" начинается с огромного телевизора - отличная декорация, с натуралистичными кнопочками, проводочками и трансформаторными катушками. По этому "телевизору" показывают настоящие мультики - и "Ну, погоди!", и "Карлсона", и "белогривых лошадок". Эти мультики и обеспечивают зрительский успех спектаклю про "гарантийных человечков".

    Они живут внутри всех механических вещей: в часах - Иван Иванович Буре, в холодильнике - Холодилин, в пылесосе - Пылесосин, в автомобиле - Карданыч, в радио - человечек по имени Новости Дня. Есть еще капризная кукушка Машка, утомленная кукованием в старых часах через каждые полчаса 60 лет подряд. Детский писатель своей повестью отвечал на простые детские вопросы. Почему работают приборы? Кто кормит часовую кукушку? Оказывается, все механические приборы - живые, за их жизнью следят маленькие человечки, "гарантийные". Их хочет найти и помучить хозяйская дочка Таня, им объявляет войну мышиный король. Мыши берут в плен часовщика Буре и соглашаются променять пленника, а вместе с ним свое государство и амбиции мышиного кабинета министров на колбасу и сосиски из хозяйского холодильника. Хеппи-энд.

    Александр Борок добавил к этой истории массу смешных и умных подробностей. Он придумал декорацию, в которой все движется, открывается, вращается и тикает. Он придумал кукол, маленьких и больших, - получается эффект смены планов с общего на крупный. Он придумал замечательную муху на окне - такое внимание к деталям и чувство юмора достойны отдельных аплодисментов. Эпизод с девочкой Таней режиссер превратил в театр теней, и, наконец, он включил мультики. Тут очевидное противоречие программе спектакля, в которой указано, что "Самая правдивая история" - для детей с пяти лет. Детям этого возраста решительно непонятен умный и профессиональный, но холодный и взрослый театр Борока. Невооруженным взглядом видна творческая радость постановщика, подбирающего к последней фразе или последнему эпизоду спектакля иллюстрацию из мультфильма. Четверка "гарантийных" героев, победивших эскадрон белых мышей, возвращается домой. На экране тут же по аналогии - финальные кадры из "Неуловимых мстителей": четверо всадников уходят в закат, "и над степью зловещей ворон пусть не кружит". При этом зрители помнят, что поле боя у героев спектакля - не мировая история, а пылесосы и холодильники. Конечно, взрослые зрители видят в подобных аналогиях тонкую иронию остроумного режиссера-изобретателя. А как же дети "с пяти лет"? Их восхитил и удивил "телевизор" и "гарантийные человечки", в самом деле оживляющие пресловутые холодильники, часы и радиоприемники. Но этого театрального азарта у детей хватает не надолго: они очевидно ждут мультфильмов.

    Поделиться