Сотням ветеранов Великой Отечественной войны социальные работники даже не сообщили об условиях федеральной программы по обеспечению фронтовиков автомобилями.
Чтобы получить новенькую машину сегодня, ветеранам надо было до 2005 года пройти медико-социальную экспертизу и быть признанными нуждающимися в легковом автотранспорте. Более тысячи заслуженных южноуральцев встали в очередь, но она двигалась слишком медленно: в среднем выделялись лишь 50 авто в год, а в последние годы и вовсе по 20 машин.
К счастью, в нынешнем году накануне Дня Победы автомобили или денежные компенсации (они предполагаются тем, кому машина не нужна) были вручены сразу 144 ветеранам. Очередь сократилась до 628 человек.
Но, узнав о реализации программы, в органы соцзащиты начали обращаться ветераны, которые из прессы впервые узнали о возможности получения автомобилей. Вчера в редакцию "РГ" приехала Наталья Илюхина, пенсионерка из Магнитогорска. Ее матери Нине Сидоровой 87 лет. Она ветеран войны, ушла на фронт добровольцем, служила зенитчицей-артиллеристкой. Участвовала в обороне Сталинграда, где получила контузию. После войны по направлению оказалась в Магнитогорске, где и проработала до пенсии бухгалтером в строительном управлении. Сейчас живет одна в квартире на первом этаже.
Ее дочь Наталья Илюхина уже сама пенсионерка. Переехала в город Мегион, что рядом с Нижневартовском, и поэтому полноценно ухаживать за матерью не может. О возможности получить автомобиль узнала из публикации в "Российской газете".
В Магнитогорском отделении социальной защиты населения Илюхиной сообщили, что нужно было встать в очередь до 2005 года. Посоветовали написать письмо региональным властям. Илюхина решила обратиться в министерство социальных отношений Челябинской области.
- В министерстве специалисты сказали, что у них уже несколько тысяч таких, как мы. Люди пишут обращения, но все без толку, - сообщила Наталья Илюхина. - В магнитогорской соцзащите тоже много обращений, но говорят, что уже поздно обращаться, списки давно составлены. А кто их составлял и как - мы не знаем. Каждый год матери приходят бумажки, в которых спрашивают, что ей необходимо - лекарства, уход, что-то еще. Каждый раз она отмечает, что ей необходим транспорт и ремонт квартиры, но ни разу никто не оказывал помощь.
Ветеран войны Нина Сидорова очень просила дочь не беспокоиться: дескать, забыли власти про нее - и ладно, переживем. Но Наталья Илюхина намерена уже на этой неделе отправить обращение губернатору. На машине 87-летнего ветерана готова возить по мере необходимости ее внучка, которая живет в Магнитогорске. А если вместо автомобиля будут выделены деньги, их можно потратить на ремонт квартиры, в которой скрипят половицы, а из-за щелей в окнах постоянный сквозняк.
- В апреле 2003 года мать проходила медкомиссию, подтвердила инвалидность, но ни о какой очереди и возможности получить машину ей никто не сказал, - продолжает Наталья Илюхина. - Врачи могли и не знать об этом. Но почему соцзащита составляла списки втайне?
Как удалось выяснить корреспонденту "РГ", в районах области информировали ветеранов по-разному. Например, в селе Тюбук фронтовикам рассказал о такой возможности глава Каслинского района.
К слову сказать, система медицинского освидетельствования не выдерживает никакой критики. Восьмидесятилетним ветеранам, многие из которых имели ранения, нужно ходить по медицинским комиссиям и доказывать, что они не в состоянии полноценно передвигаться. А безразличие чиновников, не сумевших должным образом оповестить несколько тысяч ветеранов о федеральной программе, в очередной раз заставляет стариков задуматься: ради чего и кого они теряли здоровье на фронте, а их однополчане отдавали жизни...
Надежда Гартман, министр социальных отношений Челябинской области:
- Автомобили выдаются не просто так - только по результатам медико-социальной экспертизы и действительно в них нуждающимся. Когда ветераны проходят освидетельствование на инвалидность, им должны разъяснять суть программы. Все, кто прошел комиссию до 2005 года, встали в очередь и получают автомобили. К сожалению, закон обратной силы не имеет.
Роман Панов, вице-губернатор Челябинской области
- Все подобные случаи нужно рассматривать индивидуально, поскольку действовал четкий механизм включения ветеранов в список на автомобиль. Рекомендую тем, кто считает себя необоснованно забытым, обратиться в органы соцзащиты по месту жительства. Если и там не дадут ответа, стоит написать обращение в министерство социальных отношений. У нас тысячи обращений, тем не менее каждое рассматривается индивидуально, на каждое отвечаем.