Новости

22.05.2008 03:30
Рубрика: Общество

Истребитель для Сталина

В Подмосковье спасли от уничтожения уникальные самолеты

В этом музее, недавно открытом в подмосковном Красногорске, собраны редчайшие экспонаты, некоторые сохранились в единственном экземпляре.

Согласно легенде Сталин распорядился построить учебно-тренировочный истребитель, на котором опытный пилот мог бы контролировать его лихого и порой азартного сына Василия. В 1938 году на базе истребителя И-15бис такая машина была создана и получила название ДИТ. Использоваться самолет должен был для обучения летчиков, но на подмосковном заводе, где был запланирован выпуск ДИТ, срочно организовали сборку бомбардировщиков, и таким образом ДИТ стал раритетом, единственным в своем роде.

Еще раритет: первый АИР-1, построенный в 1927 году. Рядом сверхзвуковой Як-17. А некоторые еще и взлететь могут!

В таком вот виде истребитель И-16 конструкции легендарного Поликарпова нашли в Карелии (фото 1). Потом его восстанавливали в Новосибирске (фото 2). И вот второе рождение И-16: первый взлет (фото 3).

Сегодня в мире известно свыше 1000 музеев исторической авиатехники: в США - 600, в Великобритании - 300 и даже в Китае - 4. Во многих из них советские истребители Поликарпова и Яковлева наряду с послевоенными реактивными МиГами можно увидеть не только на земле, но и в полете. В России же, ведущей аэрокосмической державе мира, десяток самолетов времен Великой Отечественной сохранили лишь в музее ВВС в подмосковном Монино. А вот чтобы представить летающие экспонаты - такой коллекции до сих пор не было. Теперь начало положено.

За этот самолет любой авиамузей мира отдаст последнюю рубаш- ку: самолет для Сталина — ДИТ.
За необычную форму крыла этот истребитель назвали «Чайкой».

- Какими самолетами больше всего гордитесь? - спрашиваю директора Красногорского музея техники Вадима Задорожного.

- Какого-то одного предмета особой гордости у меня нет. Все самолеты в нашем музее, так или иначе, редкость, - отвечает он. - Взять скромный, на первый взгляд, Як-18. Этот самолет - один из лучших для своей эпохи - практически невозможно встретить в наши дни "живым". Но вот минувшей зимой прошла демонстрация восстановленного в нашей реставрационной мастерской Яка, переданного нам музеем ОКБ Яковлева.

Тогдашний гендиректор ОКБ им. Яковлева Олег Федорович Демченко, по сути, спас для России этот и ряд других яковлевских самолетов, не позволив продать их за границу, хотя британские, американские, австралийские коллекционеры атаковали его предложениями купить хоть несколько машин, хоть всю коллекцию целиком. Предлагали, между прочим, огромные деньги.

И-15бис над Санкт-Петербургом.
МиГ-3 в небе Новосибирска.

По большому счету чудо, что эти экземпляры сохранились до наших дней - не пропали, не разобраны на запчасти и не сданы в металлолом. Учитывая отношение в нашей стране к боевой технике - такое вполне могло случиться. Ведь после того как на заводах и в КБ в конце 50-х произошел переход на реактивную технику, все самолеты времен Великой Отечественной были утилизированы, а их чертежи сожжены и уничтожены по требованиям режима секретности или просто потому, что не было места для хранения. В итоге многие машины выпускались огромными сериями, а сегодня в России осталось лишь 20 раритетных самолетов, из них взлететь могут четыре. Один из них - По-2, первенец советской авиации и самый массовый самолет в мировой истории, найденный не так давно в Мурманской области.

Так что музей в Красногорске для этих самолетов - спасение. Тем более, есть и энтузиасты, готовые старые летательные аппараты реставрировать, содержать и даже восстановить до летного состояния. Хотя одна лишь реставрация исторического самолета занимает от двух до пяти лет.

Как добраться

Музей техники

Московская область, Красногорский район, пос. Архангельское,
4-й км Ильинского шоссе.
Из Москвы: от ст. метро "Тушинская" автобусы 549, 541, 568 или маршрутное такси 151 до остановки "Липовая аллея".
Из Красногорска: от остановки автобуса "Улица Вокзальная" автобусы 549, 541, 568, 824 и 820.

Музей работает ежедневно с 10.00 до 18.00 (перерыв 13.00 - 14.00).
Билет стоит 150 руб., для школьников и студентов - 50 руб. Солдаты, пенсионеры, дети до 10 лет, жители поселков Гольево и Архангельское - бесплатно.

Общество История Филиалы РГ Столица ЦФО Московская область Красногорск