22.05.2008 06:00
    Поделиться

    Для организации сквозных путей между Европой и Азией Россия построит 20 тысяч километров железных дорог

    Открывшийся вчера в Сочи III Международный форум "Стратегическое партнерство 1520", как отмечают его участники, идет на самом высоком уровне. И не только потому, что на нем выступают российские министры, но и благодаря масштабным перспективным задачам, которые могут "перевернуть" весь рынок грузовых перевозок на евразийском континенте.

    "Партнерством 1520" государственные чиновники называют железнодорожное пространство, включающее Россию, другие страны СНГ, а также Финляндию и Монголию. Такова ширина в миллиметрах железнодорожной колеи, которая в них используется еще с царских времен. В Европе, как известно, другой стандарт - 1435. Сегодня вопрос, как сделать их единой сетью, по которой пойдут трансконтинентальные грузопотоки, вышел на первый план. Эта тема и стала одной из ключевых на форуме.

    "Россия занимает такое географическое положение в мире, которое, по сути, связывает запад с востоком и север с югом, что является для нашей страны гигантским транзитным потенциалом и экономическим преимуществом, - заявил во время общения с журналистами на форуме вице-премьер Александр Жуков. - Наши железные дороги несколько "шире", чем во всем остальном мире, но этот стандарт охватывает 220 тысяч километров путей, что, конечно, вызывает огромный интерес со стороны иностранных перевозчиков".

    Снова всплыла, к примеру, тема участия компании РЖД в частичной приватизации немецких железных дорог. Напомнили о ней и Жукову. Вице-премьер ответил, что говорить об этом пока рано, но если речь пойдет о выгодных инвестициях - почему бы нет?

    В свою очередь, председатель правления компании "Дойче Бан" (Германские железные дороги) Хартмут Медорн пояснил, что в Европе интеграция с российскими железными дорогами рассматривается как одно из главных направлений, и поскольку это дело поддерживается правительствами, и речь даже идет о строительстве новых путей, то тема становится очень перспективной.

    Российские участники форума дали понять, что со своей стороны для организации сквозных путей, связывающих Западную Европу с Восточной и Юго-Восточной Азией, они сделают все. Только новых железных дорог в этом направлении до 2030 года будет построено не менее 20 тысяч километров.

    Государство вложит в развитие железных дорог 20 процентов от требуемых средств, остальное должны добавить инвесторы

    Кстати, сегодня до 98 процентов евроазиатского транзита осуществляется морским транспортом. Но железнодорожников это обстоятельство не страшит. По словам Медорна, перевозка грузов по стальным путям становится очень выгодной, когда речь идет о больших расстояниях. А с присоединением к европейским стальным магистралям "пространства 1520" эти расстояния появятся, что позволит эффективно конкурировать с движением грузов по шоссейным дорогам и по морю.

    Разумеется, львиная доля средств, которые будут направлены на создание железнодорожного транзита через континент, - это российские деньги. Поскольку наш интерес в формировании нового пути из Европы в Азию, возможно, перевешивает все остальные. При этом государство вложит в развитие железных дорог 20 процентов от требуемых капитало вложений, остальное должны добавить различные инвесторы и регионы.

    По словам Александра Жукова, решение о выделении государственных инвестиций в развитие российских железных дорог сопровождается уже утвержденным предложением о введении в тарифы на перевозки инвестиционной составляющей в размере 8 процентов. Это позволит РЖД строить новые пути, электрифицировать их, обновлять локомотивный и вагонный парки.

    То обстоятельство, что форум проходит в Сочи - столице зимних Олимпийских игр 2014 года, не осталось за кадром. Здесь в ближайшей перспективе тоже будут строить железные дороги, которые должны быть готовы за год до "снежных игр". "Нам предстоит проложить участки вторых путей между станциями Туапсе и Адлер и построить железную дорогу аэропорт Адлер - Красная Поляна, - рассказал министр транспорта РФ Игорь Левитин. - Оба проекта очень сложные и дорогостоящие, потребуют возведения тоннелей в горной местности, решения вопросов с землеотводом и сносом незаконных строений". Один из тоннелей на линии Туапсе - Адлер, как сообщил министр, открылся буквально на днях, что уже упростило движение по этой напряженной магистрали.

    Поделиться