Приморье: Связь - дело тонкое

Так считает руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Приморскому краю Андрей Губенко.

Российская газета | Андрей Семенович, есть ли нарушения использования средств радиосвязи и каналов частот в Приморском крае? И как выглядит край в части законности использования средств радиосвязи по сравнению с другими регионами Дальнего Востока?

Андрей Губенко | Проблемы есть, и наиболее распространенными являются нарушения порядка использования радиочастотного спектра, в частности, без специального разрешения, и использование незарегистрированных радиоэлектронных средств (РЭС). Но нельзя утверждать, что Приморский край радикально отличается от других регионов. Да и в принципе сложно сравнивать разные регионы, где различается количество населения, хозяйствующих субъектов, и, соответственно, радиоэлектронных средств. В процентном же отношении количество выявляемых нарушений в сфере связи примерно одинаково по всей стране, и Приморский край принципиально не отличается от других регионов.

РГ | Представители компаний сотовой связи жалуются, что на получение разрешения на установку базовой станции или дополнительных передатчиков на ней требуется до года времени, что негативно сказывается на качестве связи. Нарекания справедливы?

Губенко | Оформление разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов находится вне компетенции территориальных органов нашей службы. Этим занимается центральный аппарат нашей службы. Но я понимаю недовольство специалистов компаний сотовой связи, поскольку сама процедура получения разрешения достаточно сложная. Необходимо проводить техническую экспертизу, производить различные измерения, связанные с выявлением возможности помех или электромагнитной совместимостью. Законом определен общий срок рассмотрения комплекта документов - 120 дней. Вообще проблема выделения новых "гражданских" каналов и получение разрешений сегодня стоит достаточно остро. В советские времена большинство частот резервировалось для нужд военных, и сегодня по всей стране происходит процесс конверсии радиочастотного спектра и выделения свободных каналов. А при этом необходимо пройти большое количество согласований, в том числе межведомственных, и далеко не всегда, к сожалению, скорость прохождения документов зависит от нашей службы.

РГ | Согласно постановлению правительства РФ 1032-р ваше ведомство тоже отвечает за реализацию проекта интернетизации школ. Контролируете ли вы этот вопрос? 

Губенко | Управление по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Приморскому краю в 2006-2007 годах провело большую работу по контролю за организацией доступа к сети Интернет в приморских школах в рамках национального проекта "Образование". Мы выяснили, что все школы соответствуют необходимым требованиям, доступ к сети Интернет обеспечен во всех 356 школах края, причем частично по спутниковому каналу. По условиям постановления правительства РФ 1032-р мы контролировали только процесс подключения. Поэтому сейчас мы не осуществляем контроль за работой данной системы, но незамедлительно реагируем на поступающие обращения, если что-то где-то не работает. Мы также совместно с органами прокуратуры проводили проверку исполнения образовательными учреждениями Владивостока нацпроекта "Образование". Нарушений не выявлено.

РГ | Не все станции могут получить разрешение вещать в FM-диапазоне. Им отвечают, что нет свободных каналов. Но в крупных городах, в той же Москве, FM-станций на порядок больше. В чем причина дефицита частот у нас?

Губенко | Действительно, сегодня проблематично получить новые FM-частоты, причем не только во Владивостоке, но и во всех крупных городах. И в Москве, поверьте, это тоже непросто, и в Санкт-Петербурге… А вот в городах с населением до 200 тысяч человек и меньше радиочастоты более свободны. В небольших городах, где в сфере радиостанций нет никакой конкуренции, стать обладателем радиочастоты можно без всякого конкурса. Вообще проблема получения FM-частот на сегодня одинакова для всех крупных городов, где, с одной стороны, уже есть большое количество лицензиатов, а с другой - существует сложный и длительный механизм межведомственного согласования частот, в том числе с военными и спецслужбами.

РГ | Встречались ли вы в Приморском крае с фактами нечестной конкуренции, стремления монополизировать рынок проводной связи и доступа в Интернет?

Губенко | В соответствии с нормами действующего законодательства, противодействие недобросовестной конкуренции осуществляют Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы. В рамках своих полномочий наше управление только принимает необходимые меры реагирования по отношению к нарушителям законодательства в сфере связи, так же как и в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия.

РГ | Андрей Семенович, как вы считаете, в области связи должен быть жесткий государственный надзор?

Губенко | Связь - дело тонкое (смеется). На мой взгляд, задача государства - с одной стороны обеспечить должный контроль за работой операторов в целях защиты интересов государства и общества, а с другой - не создавать лишних, надуманных проблем в данной сфере для тех, кто занимается таким бизнесом. Собственно, наша служба сегодня идет именно по такому пути.

РГ | Можно ли уже подвести некоторые итоги реформирования вашего ведомства?

Губенко | Мне сложно оценивать всю федеральную структуру. Но могу сказать, что на прошедшем в марте текущего года на расширенном заседании коллегии и совещании руководителей территориальных органов наш руководитель Борис Боярсков прямо указал на то, что объединение двух структур прошло успешно. Так, удалось сохранить кадровый потенциал и создать преемственность организации работы двух ранее существовавших надзорных служб. Полностью выполнен план работы службы на 2007 год. А по поводу объединения на уровне края могу сказать, что этот процесс в Приморском крае прошел в рабочем порядке. Ныне мы эффективно работаем в области контроля в установленных сферах деятельности.

РГ | К 2015 году страна должна постепенно перейти на цифровое телевидение. Какие проблемы и перспективы у цифрового телевидения во Владивостоке и в Приморском крае? Планируют ли местные телевизионные компании этот переход, обращаются ли к вам за разъяснениями?

Губенко | На сегодняшний день сложно говорить о планировании участия в этом процессе региональных телевещателей, поскольку даже на уровне федерального центра не решены многие технические вопросы. На сегодняшний день именно концепция, подготовленная с непосредственным участием службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, утверждена постановлением правительства, работы по вводу новой сети вещания должны быть завершены к 2015 году, наше управление готово принять участие в этом процессе, но пока, повторюсь, многие вопросы решаются на уровне Москвы, и до регионов процесс дойдет попозже…

РГ | Куда конкретно может пожаловаться телезритель или радиослушатель, недовольный содержанием программ, и как ведется работа с обращениями граждан? Есть ли какие-то конкретные примеры?

Губенко | ФАС осуществляет контроль за рекламой в СМИ, мы же ведем надзор за тем, чтобы содержание материалов в СМИ не нарушало нормы действующего законодательства. Прежде всего речь идет о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации - нарушении ст. 4 Закона РФ о СМИ - в части пропаганды культа насилия, расовой и национальной розни, наркомании, порнографии. В теле- и радиопрограммах мы подобных нарушений не выявляли, а вот в газетах, к сожалению, они были - в 2006 году за злоупотребление свободой СМИ вынесены предупреждения газетам "Русский клуб", "Город У" и "Уссурийская рекламно-информационная газета". Работа с жалобами и обращениями ведется в соответствии с требованиями законодательства, и именно по ним мы нередко инициируем проверки, кроме того, мы ведем большую профилактическую работу с представителями СМИ и профессиональными организациями медиа-сообщества…

РГ | Не секрет, что Интернет предоставляет гораздо больше свободного пространства для любой информации, чем электронные или печатные СМИ. Получается, что любой пользователь может использовать Интернет для пропаганды любых идей, в том числе и тех, которые противоречат действующему законодательству или способствуют разжиганию национальной розни, экстремистских идей. Приморские сайты, по нашему мнению, весьма либеральны в этом вопросе. Может ли ваше управление как-то влиять на эти процессы? Есть ли какие-то примеры подобного влияния?

Губенко | В сферу нашего контроля попадают те ресурсы в сети Интернет, которые зарегистрированы в качестве СМИ. Вы правы, приморские сайты достаточно либеральны, и наше управление не выявляло нарушений, связанных с пропагандой экстремизма и национализма, совершенных такими электронными СМИ.

 

Досье

Андрей Семенович Губенко

Родился во Владивостоке 31 декабря 1958 года.

В 1981 году окончил Дальневосточный политехнический институт по специальности "Автоматизированные системы управления".

Работал в Дальневосточном морском пароходстве, с 1986 года проходил службу в органах ФСБ Российской Федерации.

С 1996-го по 2003 годы Андрей Губенко занимал должность заместителя руководителя управления Госсвязьнадзора по Приморскому краю.

С февраля 2003 года - руководитель ГУ "Управление государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации по Приморскому краю", с июля 2004 года - руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере связи по Приморскому краю.

В октябре 2007 года Андрей Губенко назначен руководителем управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Приморскому краю.

 

Официально

Дмитрий Мезенцев, заместитель Совета Федерации ФС России:

- Сегодня одной из наиболее динамично развивающихся отраслей безусловно является информационно-коммуникационный сектор экономики. Порой слышатся вопросы экспертов - можно ли определенно считать ИКТ реальной отраслью? Думаю, что те цифры, которые показывают развитие отрасли в последние годы, те очевидные плюсы для социальной жизни общества, - увеличение числа пользователей Интернетом, стремительный рост количества мобильных телефонов, продолжение телефонизации поселков и деревень - дают убедительный ответ на этот вопрос.

 

Статистика

На сегодняшний день на территории Приморского края свои услуги предоставляют 22 оператора местной телефонной связи; 32 оператора предоставляют услуги по передаче данных; 21 оператор оказывает услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации; 52 оператора предоставляют услуги телематических служб и 26 операторов - кабельного вещания.