Связь и телекоммуникации в Приморье шагают семимильными шагами

Начиная с 1992 года почти во всех городах и районных центрах Приморского края (за исключением только сел Лазо и Новопокровка) введены в действие новые цифровые автоматические телефонные станции. Их номерная емкость увеличилась с 216 953 (1990 год) до 999 332 номеров (2007 год). Так что их количество выросло в 4,6 раза.

К тому же увеличилась численность абонентов в 2,9 раза и к декабрю 2007 года составила 571 226 человек. Теперь на 100 жителей Приморья приходится 30,48 стационарных телефонных аппарата. Хотя это ниже, чем в среднем по России - 31,2. А на селе и того меньше: на 100 человек приходится только 17,6 телефона. Это один из самых низких показателей в Дальневосточном федеральном округе.

В то же время в Приморье доля населения, охваченного телефонной связью, выросла с 10 (1990 год) до 29,35 процента (2007 год). Так, например, в 601 населенном пункте края установлено 680 таксофонов. Построено 2048 километров современных линий связи с использованием оптоволоконного кабеля.

Но наиболее динамично развивается сеть мобильной связи. Услуги сотовой связи в Приморье начали предоставляться с 1994 года компанией ЗАО "АКОС". Сейчас в крае услуги мобильной связи предоставляют пять компаний (ОАО "НТК", ОАО "МТС", ЗАО "Мобиком-Хабаровск", ЗАО "АКОС" и ЗАО "Сотовая связь Приморья"). При этом их услугами пользуется 128,2 (!) процента населения края.

Вообще, за последние годы количество людей, пользующихся мобильными телефонами, увеличилось в сотни раз. Так, на 1 января 2007 года число договоров на оказание услуг сотовой связи составило 2567,6 тысячи. Это в 4,4 раза больше, чем в сети фиксированной телефонной связи. А зона покрытия территории Приморья сетью мобильной связи непрерывно растет и сейчас составляет 37,4 процента от общей площади края.

В Приморье активно развивается телевидение. Эфирное вещание на территории края осуществляют шесть операторов. Например, зона покрытия сетью телевещания программ "Россия" и "Первый канал" составляет 96,3 процента.

В то же время в Приморье 30 населенных пунктов не имеют возможности приема эфирных телевизионных программ. В таких местах устойчивый прием обеспечивается с использованием индивидуальных спутниковых терминалов и сетей кабельного телевидения.

Кстати, в Приморском крае решили использовать опыт других регионов России и сейчас во Владивостоке создается зона опытного цифрового телевещания.

Что касается услуг почтовой связи, то в Приморье их оказывают пять операторов. К слову, на базе отделений ФГУП "Почта России" в крае создано 309 пунктов доступа к сети Интернет, которые рассчитаны на 585 мест.

Приморский край можно назвать полностью телефонизированным. Телефонная связь отсутствует только в семи населенных пунктах. Но при этом следует учесть, что в некоторых из них не прописано ни одного человека.

В 2001-2007 годах рост объемов определялся экстенсивным способом развития сетей телекоммуникаций, то есть простым увеличением числа потребителей услуг связи. Теперь основными тенденциями развития отрасли в крае в 2008-2009 годах будут внедрение новых технологий и средств телекоммуникаций, а также расширение спектра сервисных услуг предприятий связи.

Какие планы стоят у связистов на ближайшую перспективу?

Во-первых, строительство волоконно-оптических линий связи общей протяженностью 910 километров. Они должны быть включены в единую мультисервисную сеть региона.

Во-вторых, замена в 71 населенном пункте края автоматических телефонных станций на мультисервисные платформы. Это позволит предоставить людям новые виды услуг связи, в том числе и высокоскоростной Интернет.

В-третьих, установка в каждом населенном пункте Приморья универсальных таксофонов.

Приморские связисты работают и над подпрограммой "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе", которая является составной частью федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года". В результате планируется создать телекоммуникационную инфраструктуру на острове Русском, построить там здание отделения почтовой связи, оборудовать пресс-центр, провести с материка волоконно-оптическую линию связи, построить сеть подвижной радиосвязи. Да и вообще нужно развивать сеть сотовой связи на Русском.

В планах и создание межотраслевой региональной информационной сети для органов государственной власти региона, территориальных органов федеральной исполнительной власти и органов местного самоуправления. Все это - в рамках целевых федеральных и региональных программ "Электронная Россия" и "Электронное Приморье".

Необходимо разрабатывать и внедрять территориальную автоматизированную систему централизованного оповещения и систему единых дежурно-диспетчерских служб региона.

Стоит задача и по организации сети подвижной радиосвязи цифрового стандарта TETRA (транкинговая связь) для обеспечения потребностей служб медицины катастроф, милиции, служб пожарной безопасности и гражданской обороны, по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, городских и муниципальных служб.

Планируется внедрение повсеместно эфирного радиовещания УКВ-ЧМ, цифрового телевещания и мобильной связи третьего поколения 3G, а также обеспечение доступа предприятий, организаций и домохозяйств к телекоммуникационным услугам.

Кроме общефедеральных приморские связисты выполняют краевую целевую программу "Электронное Приморье", которая рассчитана на 2005-2010 годы. Ее основные направления таковы: развитие телекоммуникационной инфраструктуры Приморья, информационной системы органов государственной власти края, системы социального обслуживания, научно-образовательной и культурной сфер на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также обеспечение безопасности жизнедеятельности населения.

Чего же удалось достичь за три года реализации программы "Электронное Приморье"? Создана информационно-телекоммуникационная инфраструктура для крупных, распределенных по всему краю информационных систем. Например, таких как автоматизированная система соцзащиты, система персонального учета населения края, система доступа образовательных учреждений к сети Интернет.

Кстати, общие расходы на создание этих систем за три года составили 36 миллионов рублей. Стоит подчеркнуть, что все созданное имеет ярко выраженную социальную направленность.

Автоматизированная система соцзащиты населения объединяет все подразделения департамента соцзащиты населения администрации Приморского края: территориальные отделы, окна приема и департамент соцзащиты мэрии Владивостока. Система автоматизирует весь процесс начисления выплат, что позволяет значительно сократить время от момента обращения гражданина до момента получения денег.

Система персонального учета населения Приморского края объединяет в себе несколько модулей. Во-первых, автоматизированная система записей актов гражданского состояния. Во-вторых, 150 автоматизированных рабочих мест "Сельское административное образование", предназначенных для ведения автоматизированной похозяйственной книги. И, в-третьих, 33 автоматизированных рабочих места в паспортных столах Владивостока.

Основное преимущество этой системы - сокращение времени предоставления услуг населению. Теперь для того, чтобы получить данные о человеке, необходимо совсем немного времени. Система персонального учета позволяет хранить информацию о гражданине в электронном виде и передавать ее из ведомства в ведомство для того, чтобы проверить на достоверность. Кстати, ядро этой системы - репозиторий, обеспечивающий взаимодействие всех модулей и ведомств.

Система доступа образовательных учреждений к сети Интернет была реализована в Приморье на основе различных технологий, в частности, ADSL, ассиметричный спутниковый доступ (канал запроса по коммутируемому доступу либо по GPRS, прием по спутниковому каналу), симметричный доступ (запрос и прием по спутниковому каналу).

Создан и функционирует образовательный портал Приморского края (www.primschool.ru), освещающий различные аспекты образовательного процесса. Также на этом портале размещены сайты образовательных учреждений Приморья.

 

Авторитетно

Алексей Щуров, директор департамента связи и информатизации администрации Приморского края:

- Наш департамент регулярно вносит свои предложения по регулированию тарифов. Не всегда они принимаются, но, тем не менее, к нам продолжают поступать запросы от операторов связи с просьбой о согласовании изменения тарифов. Так, например, после проведенной нами работы ОАО "Дальсвязь" решило отложить повышение абонентской платы за стационарный телефон, которое было ими запланировано на 1 апреля.