24.05.2008 04:00
    Поделиться

    Каннский фестиваль предъявил картину-великаншу и бешеную лошадку

    Каннский фестиваль близится к финалу. 25-го вечером объявят его лауреатов. Накала страстей нет: безусловный лидер конкурса так и не появился.

    По рейтингам первенство держат "Три обезьяны" Нури Билге Джейлана (Турция) и "Молчание Лорны" братьев Дарденн (Бельгия). Прочат успех израильской анимации "Вальс с Баширом" Ари Фолмана. Но в целом ровное течение конкурса не пробуждало эмоций. Не было открытий, новизны, сильных впечатлений. Все те же мотивы: деградация мира, криминализация общества, погибшая юность, всесильная мафия и непобедимая коррупция - жить бесполезно.

    Ответ пессимистам вовремя подкинул Стивен Содерберг с фильмом "Че" - о пламенном горлане и главаре Че Геваре. Западные леваки давно тоскуют по социальному катаклизму, хотят себя под кем-нибудь чистить, чтобы плыть в революцию дальше.

    Свой фильм-поэму о Че пару лет назад показывал в Канне Вальтер Саллеш. Там Че в исполнении Гаэля Берналя Гарсиа сызмальства мечтал о счастье народном, а потом сел на мотоцикл и поехал его сеять по страждущей родине - как в сталинских киноэпопеях с мудрым прищуром вождя. Когда теперь Саллеша спросили, как он относится к тому, что будет еще один фильм о Че, он ответил, что уважает. Ибо картина - на испанском: "Не каждый голливудский режиссер отважится на такое".

    Содерберг сравнил жизнь Че с авантюрным романом. В нем есть дефицитный романтизм, это фигура-символ. Буревестник, который жил, жив и будет жить.

    К делу подошли серьезно. Семь лет потратили на встречи с ветеранами кубинской революции. "Надо было понять, как они держали оружие, как прокладывали маршруты в джунглях, искали обходные пути или шли напролом?" - рассказывает Бенисио Дель Торо, играющий Гевару. И чем дальше углублялись, тем яснее было, что одним фильмом не обойтись - нужны два.

    Получился 270-минутный супермонстр, отслеживающий два этапа судьбы героя. Первый - период, когда врач из Аргентины встретился с Кастро и вошел в ряды подпольщиков, мечтавших свергнуть Батисту. Во второй части - его одиссея в Боливии, где Че ковал Великую латиноамериканскую революцию и погиб, став символом идеалиста. Уже никто не вникает в суть его идей, но все помнят лихо заломленный берет и пылающий взор.

    Прокатная судьба фильма проблематична: кто будет наблюдать путь революционера в течение 4,5 часа? В России он соберет разве что кучку экстремалов, ищущих созвучия своим идеям. Но в мире многие ходят с ликами Че на берете - их еще не кусала оса революции, и у них все впереди: вера, разочарования и местный гулаг, если, не дай бог, они где-нибудь победят.

    Начинавший как эстет-экспериментатор ("Секс, ложь и видео"), Содерберг быстро ушел в чистую коммерцию ("Одиннадцать друзей Оушена", "Солярис") и растерял потенции художника. Зато обрел мастерство крепкого ремесленника. Картина эффектна, ракурсы экспрессивны, как в "Неуловимых мстителях", много черно-белых хроникальных вставок и патетических порывов типа "Что сделаю я для людей?". Масштабы затеи делают ленту из ряда вон выходящей: такие эпопеи снимаются не каждый год. К тому же картина о Геваре эффектно закрепила ведущую роль Латинской Америки на 61-м Каннском фестивале. Поэтому не исключаю, что жюри Содербергу что-нибудь даст. Подвиги должны вознаграждаться, а на безрыбье и рак рыба - тем более такой крупный.

    ...Чем ближе финиш, тем труднее прогнозировать. Есть крепкое кино, но нет шедевров - в этих условиях сильнейшего определяет случай. Глава жюри Шон Пенн обещал судить сердцем - жизнь, ты знаешь, что это такое.

    Каннские жюри любят выкинуть что-то, чего не ждут. Здесь называли домохозяйку лучшей актрисой, 14-летний пацан переигрывал мировых звезд, венчали документальную ленту премией за лучший игровой фильм. Так что может подфартить даже филиппинской порнушке "Сервис", по рейтингу занявшей последнее место, - вот и будет искомый скандал! У нее есть поклонники: газета "Метро" назвала ее лучшей, да и один наш критик сказал: "Знаешь, а я такое люблю". У каждого кино свои фаны - вопрос, кто кого перекричит.

    К тому же фестиваль раскрыл наконец тайну своего постера (блондинка с ширмочкой у глаз). Оказалось, автору плаката Дэвиду Линчу позировала Анук Маргерит из эротического шоу Crazy Horse ("Бешеная лошадка"). Она прогарцевала по красной дорожке кинематографического Олимпа - и ракурс взгляда на кинопроцесс хоть как-то определился.

    Доживем до понедельника. Нам терять нечего - нас в этом конкурсе нет.

    Поделиться